Архитектура Канады XVII —первой трети XIX в. Лозон (Квебек) церковь св. Иосифа. Баррингтон (Новая Шотландия) старый дом собраний. Гренвилл-Ферри (Новая Шотландия) дом Абермена. Торонто (Онтарио) Осгуд Холл (клуб) высшего общества Верхней Канады. Ниагара-он-зе-Лейк церковь св. Андрея
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Америка > Архитектура Северной Америки > Архитектура Канады XVII —первой трети XIX в.
Лозон (Квебек). Церковь св. Иосифа, 1830—1832 гг., Т. Байярже
Классицизм во французской Канаде также не получил распространения. Его влияния обнаруживаются лишь в отдельных деталях, например в пилястровом портике церкви св. Иосифа в Лозоне (1830—1832), возведенной по проекту Томаса Байярже (1791—1859) — архитектора и резчика по дереву, самого яркого и одаренного представителя целой династии мастеров.
Устойчивость традиций средневекового зодчества, невыраженность форм барокко и классицизма можно объяснить отсталостью французской Канады — единственного района страны, где были сильны пережитки феодализма и средневековой системы ведения хозяйства и где формы средневековой архитектуры и прежде всего жилища удовлетворяли эстетическим и бытовым потребностям косной жизни переселенцев Франции.
С переходом всей власти к англичанам (по Парижскому договору 1763 г.) в Канаде получают развитие капиталистические отношения.
В провинциях английской части Канады (Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Онтарио, Брунсуик), заселенных выходцами из Англии, преобладало более практичное в условиях Нового Света деревянное строительство. В противоположность архаизму и подражательности жилых домов французской Канады здесь была создана местная, свободная от влияния метрополии строительная традиция. Конструкция стен — это каркас, обшитый тесом. Композиция зданий строго обусловлена функцией, ордерные формы не применяются. Старейшие постройки Новой Шотландии — дом собраний в Баррингтоне (1765), дом Абермана в Гренвилл-Ферри (около 1775) близки одновременным постройкам США.
Баррингтон (Новая Шотландия). Старый дом собраний, 1765 г.
Гренвилл-Ферри (Новая Шотландия). Дом Абермена, 2-я половина XVIII в.
Классицизм имел малое распространение и в английской части Канады. Годы с 1750-х по 1830-е можно лишь условно считать временем господства классицизма в английских провинциях. Смену стилевых форм лучше всего отражает строительство общественных зданий. В первые годы XIX в. в таких зданиях, как парламент провинции Галифакс (1811—1818, арх. Джон Меррик), Осгуд Холл в Торонто (1829) сказывается влияние английского зодчего Р. Адама. Близкий архитектуре США вариант классицизма представлен церковью св. Андрея в Ниагара-он-зе-Лейке (1831). Однако строительство культовых и общественных зданий было сравнительно небольшим по объему, отличалось известным провинциализмом и практически не оказало влияния на основную массу жилой застройки.
Торонто (Онтарио). Осгуд Холл (клуб) высшего общества Верхней Канады, 1829—1859 гг., Ф. Комберленд
Ниагара-он-зе-Лейк. Церковь св. Андрея, 1831 г., восстановлена после циклона в 1855 г. К. Толли
Архитектура США и Канады в рассматриваемый период не поднялась до уровня шедевров европейского зодчества. Однако она обладает рядом своеобразных черт, позволяющих рассматривать ее как самобытное явление.
Известная автономность развития архитектуры европейских колоний на американском континенте по отношению к архитектуре стран-метрополий, хотя и имела своим последствием некоторое ее отставание в техническом и стилистическом отношениях, вместе с тем открывала возможность для самостоятельных решений. Это относится преимущественно к архитектуре США. Зодчество Канады менее значительно.
Самые выдающиеся произведения представляют собой постройки либо со средневековыми и барочными чертами французской архитектуры, либо близко к деревянной архитектуре США. Примерами в этом смысле могут служить здания новых типов (митингхаузы, общественные здания Бостона, носящие универсальный характер), новые конструкции (воздушный каркас), новый тип планировки городов (Филадельфия и др.), целый ряд новых функциональных решений жилых домов.
Так, сквозь массу ничем не примечательных сооружений, нередко свидетельствующих о невысоком уровне строительной культуры, пробивалась тенденция к свободному, не скованному традицией решению архитектурных задач. В результате архитектура США последней трети XIX в. перестала быть провинциальной по отношению к архитектуре Европы, а в некоторых случаях, например в творчестве мастеров Чикагской школы, даже обогнала ее.