Архитектура вице-королевства Новая Гранада (Эквадора и Колумбии). Кито Церковь Ла Компаниа
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Америка > Архитектура Латинской Америки XVI — начала XIX в. > Архитектура испанских колоний в Латинской Америке
Самым выдающимся памятником XVII—XVIII вв. является церковь Ла Компаниа в Кито (1605—1689).
Ее план обычен для иезуитской церкви: один неф и два ряда капелл по бокам, соединенные проходами и образующие анфиладу, перекрыты сводами.
В подражание церкви Компаниа в Кито наряду с деревянными покрытиями начинается строительство храмов с кирпичными полуциркульными сводами.
Характерный для арабской архитектуры и распространенный в зодчестве Кито XVI в. прием сплошного декорирования стен путем бесчисленных вариаций несложных мотивов не исчезает.
Кито. Церковь Ла Компаниа, XVII—XVIII вв.
Строители церкви были великолепными декораторами, сохранившими верность арабским мотивам и технике. Плоская вязь мавританских узоров, где геометрический орнамент и растительные формы соседствуют с куфическими надписями, вырезанными в гипсе и на деревянных панелях, покрывает внутри стены, своды, пилястры.
Богатству декоративных форм вторит интенсивность цветовой гаммы. Золото скульптур и орнаменты, обрамленные полосой интенсивного синего цвета, выступают на белом и сверкают на красном фоне. Однако яркость и обилие декора нигде не переходит в чрезмерность. Его композиция всегда уравновешена и симметрична, формы строго очерчены, мелки и не нарушают чистоты основных архитектурных линий.
Фасад церкви Ла Компаниа (1722—1765) отмечает новый этап в развитии декоративного стиля Кито, его «европеизацию». Динамичность сложной композиции главного фасада достигается контрастным движением противоположно направленных витков парных колонн, многообразием раскрепованных, разорванных, криволинейных наличников и фронтонов, резкостью сопоставления могучей пластики колонн и мелкой беспокойной креповки как бы дрожащих пилястр, украшенных плоской прозрачной резьбой.
Европеизация архитектуры Кито сказалась и в декоре интерьеров церквей, восстанавливавшихся после разрушительного землетрясения 1755 г. Принцип сплошного декорирования поверхностей интерьера остается прежним, но обогащается мотивами, заимствованными из арсенала итальянского ренессанса.
В общем эти формы консервативны и повторяют запоздалое по сравнению с Европой убранство церквей 2-й половины XVII в. в Тунхе и Боготе в Колумбии. Однако последние никогда не достигали пышности и размеров храмов Кито, которые производят впечатление поистине царственного великолепия.
Под влиянием фасада церкви Ла Компаниа в Кито получают распространение новые формы ретабло. Повторение композиции ее фасада в деревянных ретабло, как это имеет место в Кито, и, наоборот, характерное для Мексики воспроизведение форм ретабло на фасадах (в камне), не представляло никаких трудностей и было естественным в декоративных по природе стилях колониальной эпохи.
Ретабло церкви Ла Компаниа являются копией фасада иезуитской церкви. В некоторых случаях ретабло церквей Кито копируют ретабло Лимы, приобретая еще более динамичную и беспокойную композицию.
Общие для всех типов ретабло черты — несовпадание горизонтальных членений, противопоставление прямых линий круглым и многолопастным, расположенные на разных уровнях ниши разной глубины, провалы и выступающие за плоскость ретабло колонны, построенное на причудливом сочетании сегментных форм завершение алтарей, резьба, словно чеканка по золоту, покрывающая эти сложные композиции — пальмовые листья, пальметы, реальные и фантастические животные и растения, — все превращает ретабло 2-й половины XVIII в. в апофеоз декоративного убранства интерьера.
В неуемной пышности, нагроможденности декоративных мотивов, драматизме светотеневого контраста дают о себе знать художественные вкусы местного населения.