Архитектура вице-королевства Перу. Шахта по добыче серебра. Потоси Монетный двор, Церковь Сан-Бенито. Ла-Пас Дом Диес де Медина, Церковь Сан-Франсиско. Пуно Собор - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура вице-королевства Перу. Шахта по добыче серебра. Потоси Монетный двор, Церковь Сан-Бенито. Ла-Пас Дом Диес де Медина, Церковь Сан-Франсиско. Пуно Собор

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Америка > Архитектура Латинской Америки XVI — начала XIX в. > Архитектура испанских колоний в Латинской Америке
    На высоте 4000 м над уровнем моря на склонах огромной, лишенной растительности горы, в мрачном, овеваемом ледяными ветрами и страдающем от недостатка воды месте вырос крупнейший в Америке центр по добыче серебра — г. Потоси. Он был основан в 1548 г., а в начале XVII в. численность его населения достигла небывало высокой для Латинской Америки цифры — 120 тыс. человек.
Шахта по добыче серебра близ Серро де Паско
Шахта по добыче серебра близ Серро де Паско
    Неподалеку находится и другой крупный город — современная столица Боливии Ла-Пас. Лишь в этих городах жило много привлеченных звоном серебра испанцев и сохранились их дворцовые постройки, а в предместьях Потоси, как в Серро де Паско в Перу, располагались шахты по добыче серебра со скромными наземными постройками.
     В Потоси был выстроен уникальный памятник гражданской архитектуры — Монетный двор (1759—1773) — огромное здание с несколькими внутренними дворами. Его пышный портал, великолепные фасады из отесанного камня, величественные галереи дворов и прозрачный узор решеток вызывают ассоциации с дворцовыми постройками. По грандиозности же он превосходит дворцы колониальной эпохи. Но в его внутренних помещениях, за величавыми аркадами размещались мастерские, где под могучими сводами дробилось и плавилось серебро и чеканилась монета.
Потоси. Монетный двор, 1759—1773 гг.
Потоси. Монетный двор, 1759—1773 гг.
    Монетный двор — самое «европейское» сооружение Потоси.
Ла-Пас. Дом Диес де Медина, 1775 г. Двор
Ла-Пас. Дом Диес де Медина, 1775 г. Двор
    Местные влияния в дворцовых постройках города проявляются в необычной трактовке европейских мотивов (входы в здания обрамляются огромными, частично заглубленными в стены волютами), в туземном характере резьбы украшающей пилястры.
    Жилые дома Ла-Паса отличаются грандиозностью размеров, великолепием аркад и парадных лестниц во внутренних дворах. В этих постройках сфокусировались европейский блеск и размах, свойственные новой архитектуре Нового Света.
    В архитектуре Монетного двора, дворцов Ла-Паса и Потоси, предназначенных для испанцев, преобладает европейское начало. Напротив, храмы этих городов и индейских поселений глубинных районов Анд — яркие образцы стиля метисо.
    В церквах, выстроенных из адобы и почти лишенных декора, доиспанская традиция сказывается в несвойственной европейским прототипам могучей пластике объемов, геометризме и оголенности крупных форм, образующих выразительные композиции. Своеобразны храмы Боливии с парными колокольнями, водруженными над глухой оградой двора.
Потоси. Церковь Сан-Бенито, 1708—1727 гг. Общий вид
Потоси. Церковь Сан-Бенито, 1708—1727 гг. Общий вид
    От храмов из адобы сильно отличаются, но не образной характеристикой, а обилием декора церкви, выстроенные из твердого мелкозернистого камня: розового в Помате и Хули, коричневого в Ла-Пасе и Потоси, чаще всего тщательно отесанного, реже необработанного — церкви Сан-Ласаро в Потоси, Сан-Франсиско в Ла-Пасе, бесчисленные храмы плоскогорья Кольао. Как и церкви из адобы, по традиции, идущей от XVI в., они возводились внутри атрия, их пропорции также приземисты, композиция статична, пристроенные к башням лестницы своей крутизной соперничают с лестницами индейских пирамид.
Пуно. Собор, XVIII в. Фрагменты фасадов
Пуно. Собор, XVIII в. Фрагменты фасадов
    Богатая резьба порталов по характеру близка резьбе Арекипы. Наивная сказочность и архаизм манеры роднят ее, несмотря на разницу более чем в 500 лет, с рельефами Владимиро-Суздальской Руси.
Ла-Пас. Церковь Сан-Франсиско, 1743—1784 гг.
Ла-Пас. Церковь Сан-Франсиско, 1743—1784 гг. План, купол и детали фасадов
    Мастер-индеец изображает диковинных львов, из пасти которых растут чудесные растения, играющих на гитаре русалок, странные маски, кривящиеся в зловещих гримасах, святых в напряженных скованных позах. В облике храмов (статика их объемов и застылость рельефов) нет никакого сходства с европейским барокко.
    Фасадам храмов соответствуют и их интерьеры. В интерьерах церквей Сантьяго в Помате (1763—1794) и Сан-Франсиско в Ла-Пасе стены из великолепно отесанных и тщательно пригнанных плит оживлены аппликацией тончайшей плоской резьбы. Резьба, основной мотив которой составляют вьющиеся стебли растений в вазах, ковром покрывает откосы окон, порталы сакристий и баптистериев, хоры, паруса. Купол украшен поясами резьбы, между которыми в ритме народных танцев в хороводе соединились стилизованные фигурки, образованные из тех же растительных мотивов. Подпружные арки украшены прямоугольными панно. Выразительность интерьера, ощущение его богатства и грандиозности неизмеримо возрастает благодаря контрасту резьбы с большими гладкими плоскостями стен.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому