Монастырь Уэхоцинго. Соборы Мехико, Пуэбла - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Монастырь Уэхоцинго. Соборы Мехико, Пуэбла

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Америка > Архитектура Латинской Америки XVI — начала XIX в. > Архитектура испанских колоний в Латинской Америке
Уэхоцинго, францисканский монастырь, 1529—1550 гг., план, интерьер церкви
Уэхоцинго, францисканский монастырь, 1529—1550 гг., план, интерьер церкви
    Храмы миссионеров были большими по размерам, но простыми по конструкциям, по объемной и пространственной характеристике: сильно вытянутый прямоугольник с соотношением 1:3, 1:4, обычные на полуострове боковые капеллы и трансепт отсутствуют. Преобладают однонефные постройки из камня, перекрытые сводами даже не стрельчатыми, а полуциркульными, распор которых погашается толстыми стенами и контрфорсами.
    Больший по сравнению с обликом храмов архаизм конструкции, скорее не готической, а романской, объясняется, очевидно, отсутствием каменщиков должной квалификации. Индейцам приходилось осваивать новые для них приемы строительства сводов в процессе их возведения.
    Однако на примере церквей в Актопане и Уэхоцинго (1529—1550) ясно, что архитекторы сделали все, чтобы преодолеть в интерьере ощущение тяжести конструкции. Поверхность сводов расчленена декоративными нервюрами, высота стен увеличена за счет массивности их и контрфорсов. Плоскости стен оставлены гладкими. Все это подчеркивает грандиозность, величие и простор интерьеров, самым ярким пятном которых является ретабло — заалтарная преграда, выполненная с великолепием, достойным метрополии.
    В конце XVI в. начинается новый, более мирный этап в развитии мексиканской архитектуры, проходящий под знаком строительства соборов и замечательный распространением ренессансных форм. Как и на первом этапе развития, толчок был дан извне, из метрополии.
    Интенсивная деятельность по возведению соборов, начатая в Испании в начале XVI в., как бы находит завершение по другую сторону Атлантического океана. 33 здания, построенные в столицах епархий после окончания завоевательных операций и создания административной системы католицизма, составляют комплекс мексиканских соборов, датируемых концом XVI — началом XVII столетия. Других построек белого духовенства от этого времени не сохранилось. Первые приходские церкви строились из временных материалов и впоследствии были полностью перестроены.
    Соборы Мексики, которые повторяли схему испанского собора в Хаэне (начат в 1546 г.), — грандиозные трехнефныецеркви (в среднем 50x100 м) с восьмигранной апсидой и двумя башнями на западном фасаде.
    Наиболее характерными сооружениями этого периода являются соборы-близнецы: в Пуэбле (начат в 1555—1558, по проекту испанского арх. Ф. Бесерра) и в Мехико (начат в 1563, по проекту К. де Арсиньега). Их различия определяются размерами (собор в Мехико значительно грандиознее) и отделкой фасадов, затянувшейся в столице до начала XIX в. Поэтому архитектурные новшества наиболее последовательно воплощены в соборе Пуэблы, законченном в 1649 г.
Мехико. Собор, 1563—1813 гг.
Мехико. Собор, 1563—1813 гг. План (к собору примыкает ризница Саграрио Метрополитано, 1749—1768, арх. Л. Родригес), фасад
Пуэбла. Собор, 1555—1649 гг., Ф. Бесерра. Интерьер
Пуэбла. Собор, 1555—1649 гг., Ф. Бесерра. Интерьер
Пуэбла. Собор, 1555—1649 гг., Ф. Бесерра. Общий вид
Пуэбла. Собор, 1555—1649 гг., Ф. Бесерра. Общий вид
    Уравновешенная ордерная композиция его западного фасада, строгий силуэт огромных, квадратных в плане башен, горизонтали боковых фасадов, спокойная гладь стен и грандиозность объемов обнаруживают родство с холодным, чопорным и величавым стилем X. Эрреры — создателя Эскориала, стилем, который в общем остался чужд мексиканской архитектуре.
    Столь же значительны изменения в интерьере. Его облик резко отличен от монастырских храмов, хотя конструкция практически не претерпела изменений. Вместо нервюрных сводов — полуциркульные своды с распалубками в главном нефе, купольные в боковых, опирающиеся на столбы с приставными каннелированными полуколоннами.
    Хотя высота колонн больше допускаемой каноническими пропорциями ордера, формы их отличаются ясностью и чистотой. И весь интерьер, несмотря на некоторую дробность, создаваемую подчеркнутыми цветом гранями распалубок, подпружных арок, декоративной полосой в центре свода, полон благородства и человечности.
    В XVII в. страна, обескровленная жестокостями колонистов, обезлюдевшая после нескольких эпидемий, почти ничего не строит. Лишь к концу века появляются симптомы экономического подъема и оживляется строительная деятельность.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому