Дублин здание Четырех коллегий, Королевская биржа, Таможня. Лондон Английский банк, Сомерсет-Хаус, Банкетный зал «Пантеон», Британский музей, Театр Ковент-Гарден - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Дублин здание Четырех коллегий, Королевская биржа, Таможня. Лондон Английский банк, Сомерсет-Хаус, Банкетный зал «Пантеон», Британский музей, Театр Ковент-Гарден

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Англии XVII — начала XIX в.
Напишем
    Королевская биржа в Лондоне не раз перестраивалась. В 1671 г. арх. Джерман построил грандиозное здание, внутри которого был двор с лоджией, а вход украшала трехъярусная башня над воротами с пышным коринфским ордером. Открытая лоджия была помещена на этот раз и с наружной стороны здания, вполне отвечавшего общим особенностям стиля данного периода.
    Королевская биржа в Дублине, построенная уже в конце XVIII в. (1769—1779), с ее шестиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным фронтоном, и высоким куполом над зданием, расчлененным коринфскими пилястрами, представляла собой продукт законченного зрелого классицизма (арх. Томас Кули).
Дублин. 1 — здание Четырех коллегий, 1776—1796 гг.; 2 — Королевская биржа, 1769—1779 гг.
Дублин. 1 — здание Четырех коллегий, 1776—1796 гг., Д. Гэндон; 2 — Королевская биржа, 1769—1779 гг. Т. Кули
    Таможни известны в Англии уже с XVII в. Таможня, выстроенная в Лондоне Кристофером Реном (1669), представляла собой П-образное здание с тремя ризалитами в его средней части, из которых средний был перекрыт треугольным фронтоном, а боковые — сегментовидными. Здание было двухэтажным. По фасаду в каждом этаже шли колоннады с проходом за ними. Современная ей таможня в Кингс-Линне, в графстве Норфолк (1683) — почти квадратная в плане. Часть ее первого этажа также свободна для прохода, а на верхней террасе пирамидальной крыши с пинаклями по углам возвышалась трехъярусная башня, завершенная обелиском.
Дублин. Таможня, 1781—1791 гг
Дублин. Таможня, 1781—1791 гг., Д. Гэндон
    Таможня в Дублине (1781—1791), построенная выдающимся представителем английского классицизма Джеймсом Гэндоном (1743—1823), была расположена на берегу реки. Это величественное здание в стиле высокого классицизма с тремя ризалитами было увенчано башней с высоким куполом. Тема боковых ризалитов повторена в среднем, подчеркивающем значение центральной оси здания. Он имеет выступ в средней части, оформленной четырьмя колоннами и фронтоном.
    В XVIII в. появляется новый тип общественных зданий — банк. Английский банк, выстроенный в Лондоне Джорджем Сэмпсоном (1732—1734), представляет собой трехэтажное здание, композиция которого развивает мотивы городского жилого дома классицизма. Однако подчеркнутость центрального входа и общая система пропорций с дополнительным акцентом на средней оси фасада придают ему несколько суровый характер, отвечающий служебному назначению постройки.
    Интересны интерьеры (1792—1793, арх. Соун) фондового отдела банка, в которых проявились в столь ранний период отчетливые особенности неоклассицизма второй стадии с некоторым даже привкусом модернизма. Еще больше это чувствуется в интерьерах Соуна в отделе дивидендов банка (1818—1823).
Лондон. Английский банк. Кабинет директора, Д. Соун
Лондон. Английский банк. Кабинет директора, Д. Соун
    Новым типом общественных зданий являются также здания правительственных учреждений. В 60-х годах XVIII в. возникла идея объединить значительное число правительственных учреждений в одном здании. Спустя 10 лет проект был поручен крупнейшему архитектору того периода Уильяму Чэмберсу, основателю Английской королевской академии.
    Уильям Чэмберс родился в 1726 г. в Гётеборге в семье шотландского купца, которая вскоре переехала в Англию. Получив коммерческое образование, Чэмберс в 20-летнем возрасте уехал с поручением отца в Индию и Китай, где увлекся своеобразием китайских и индийских построек и делал постоянные их зарисовки. Через два года он твердо решил посвятить себя архитектуре и поехал сначала в Париж, где учился у Клериссо, а затем в Италию, где рисовал античные здания и постройки Ренессанса.
    В 1755 г. Чэмберс вернулся в Англию и, получив благодаря покровительству лорда Бюта доступ в поместье принца Уэльского в Кью, занялся планировкой этих знаменитых садов.
    Чэмберс был одним из основателей английских пейзажных парков, издал ряд книг, посвященных архитектуре и парковому искусству, и оказал немалое влияние на дальнейшее развитие архитектуры классицизма не только в самой Англии.
Лондон. Сомерсет-Хаус, 1776—1786 гг.,
Лондон. Сомерсет-Хаус, 1776—1786 гг., У. Чембер
    Грандиозное здание правительственных учреждений, которое начал Чэмберс в 1776 г., заняло место древнего Сомерсет-Хауса в Лондоне и получило его наименование. Оно состояло из ряда корпусов, размещенных вокруг одного большого и двух малых дворов, и выходило одним из своих фасадов на Стрэнд, а другим на Темзу. Фасад со стороны Стрэнда, во всяком случае в его средней части, как бы продолжал тему английского банка, но в значительно более развитом варианте, выполненном блестящим знатоком архитектурных форм классицизма.
    Интересно решен главный двор, в котором в центре каждого из фасадов размещен небольшой, четырехколонный в антах коринфский портик на массивных аркадах цокольного этажа, а по сторонам — ризалиты, варьирующие тему фасада, выходящего на Стрэнд, но без аркад внизу. Участки фасадов между ризалитами решены по контрасту с ними сдержанно и играют роль фона. Архитектура просторного двора может служить блестящим образцом высокого классицизма.
    Еще более эффектен фасад на Темзу. Вытянувшийся вдоль берега, свободный от излишнего декора, он имеет средний и два боковых ризалита. Средний узкий ризалит на уровне двух верхних этажей обогащен лоджией за четырьмя колоннами, над которыми на аттике возвышается фронтон, а за ним над центром корпуса — небольшой купол.
    Боковые ризалиты довольно широкие и отделаны богаче. В их центре расположены четырехколонные портики с лоджией. Портики увенчаны фронтонами, прорезающими аттик с балюстрадой. Эти портики возвышаются над аркой, перекинутой через канал, раньше соединявшийся с Темзой. Архитектор здесь свободно владеет приемами классицизма и уверенно создает уравновешенную и изящную композицию, не имеющую аналогий в предшествовавшей архитектуре.
    Бесспорно, значительно монументальнее здание Четырех коллегий, построенное в те же годы (1776—1796) в Дублине Джеймсом Гэндоном. Здесь на кубическом центральном корпусе с его шестиколонным коринфским портиком, с фронтоном, увенчанным статуями, возвышается грандиозный плоский купол на барабане, окруженном колоннадой. Аффектированное звучание центральной части усиливается простотой моделировки совершенно гладких боковых корпусов.
    В здании Королевских институций в Манчестере (Чарльз Бэрри, 1824—1835) варьируется тема античных греческих построек. Теперешнее использование здания (Художественный музей) бесспорно отвечает общему характеру постройки. Сходные темы неоклассицизма варьировались в архитектуре и других правительственных зданий, например в Главном почтамте в Лондоне, построенном Робертом Смёрк в 1824—1829 гг.
     Несколько более претенциозное здание было возведено в 1739 г. для ирландского парламента. Его отличали ионическая колоннада и далеко вперед выступающие крылья, ряд статуй на балюстраде и аттиках и торжественный купольный зал, тоже окруженный ионической колоннадой.
    Глухие стены Ньюгейтской тюрьмы в Лондоне (1769) дали повод Джорджу Дэнсу Младшему создать мрачную, но интересную неоклассическую композицию.
    Наконец, в тот период начали строиться общественные банкетные залы и клубы. В 1770 г. Джеймс Уайэт спроектировал и построил такой банкетный зал «Пантеон» на Оксфорд-Стрит в Лондоне. План его грандиозен: зал 17X17 м сливался с апсидами по его торцам и сквозь прозрачные колоннады соединялся с пространством окружавших его галерей.
    К залу, перекрытому куполом, примыкал ряд парадных помещений. Клубы, вроде Клуба путешественников в Лондоне (1829, арх. Чарльз Бэрри), обычно решались довольно просто с оттенком интимности в интерьерах и вместе с тем относительной сухости исполнения в трактовке архитектурных форм, свойственной поздней фазе неоклассицизма.
Лондон. Банкетный зал «Пантеон», 1770—1772 гг
Лондон. Банкетный зал «Пантеон», 1770—1772 гг., Д. Уайэт, интерьер и план
    Театральные здания и музеи появились в период неоклассицизма. Относительно меньшая необходимость в дневном освещении театров позволяла авторам широко и свободно использовать возможности стиля. Таков театр Ковент-Гарден в Лондоне с его мощным дорическим портиком и суровой гладью стен, построенный Робертом Смёрк (1808—1809).
Лондон. Театр Ковент-Гарден, 1808—1809 гг., Р. Смёрк
Лондон. Театр Ковент-Гарден, 1808—1809 гг., Р. Смёрк
Лондон. Британский музей, 1823 г., Р. Смёрк
Лондон. Британский музей, 1823 г., Р. Смёрк
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому