Архитектура в Боке Которской и Воеводине XVII — первой половины XIX в. Жилая и культовая
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Валахии, Молдавии, Трансильвании, Югославии, Болгарии и Греции > Архитектура Югославии (Словении, Хорватии, Боке Которской, Воеводине) XVII —первой половины XIX в.
Архитектура в Боке Которской и Воеводине XVII — первой
половины XIX в. В Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине, над которыми в XVII—XVIII вв. тяготело турецкое иго, архитектура повторяла в упрощенной форме старые образцы с некоторым вкраплением восточных исламских форм и незначительными отзвуками барокко. Это относится и к району Бара, но район Боки Которской, с 1420 г. подвластный Венеции и населенный сербскими мореходами, был связан с Западом.
Здешние города сохраняли сложившуюся ранее планировку и укрепления, нужные для защиты от турок и иногда дополнявшиеся новыми воротами в стиле барокко (Котор). Но их застройка постепенно менялась. Появились жилые дома трех- и четырехэтажные. Их скромный вид лишь местами оживлялся аркадой входа, балюстрадой и консолями балкона, простыми наличниками окон и фигурным фронтоном. Таковы дворцы Буйовича в Перасте (1693), Трипковича в Доброте (2-я половина XVII в.), Пима в Которе (конец XVII в.).
Пераст. Дворец Буйовича, 1693 г
Котор. Дворец Пима, конец XVII в. Фрагмент
Некоторые старые церкви переделывались в формах барокко, как, например, романская базилика св. Трифона в Которе, получившая в 1583—1613 гг. новую обработку башен, или церкви Мадонны Шкирпиела (1630), к которой в 1720—1725 гг. мастер Илья Катичич при участии Вука Кандиича и Петра Дубровчанина сделал пристройку с куполом и алтарем.
Колокольню приходской церкви в Перасте построил в конце XVII в. мастер Иван Шкарпа из Стариграда на Хваре, а сама церковь, спроектированная итальянцем Д. Беати в сдержанном венецианском барокко, не была закончена.
Барокко виден в работах венецианских архитекторов (Б. Ривьера — церковь в Доброте, Б. Макаруцци — приходская церковь в Прчане), а местные мастера держались еще средневековых приемов композиции и форм, сочетая их с некоторыми барочными деталями (монастырь в Савине, 1777—1799, арх. Н.Форетич), упрощая их и выполняя в местной камнетесной технике, сближавшей их постройки со старыми зданиями, составлявшими с ними целостные и живописные архитектурные ансамбли, которыми богаты Котор и Пераст.
Савина. Монастырская церковь, 1777—1799 гг., Н. Форетич
Иначе было в Воеводине, включенной в начале XVIII в. в состав Австро-Венгрии, что тесно связало ее со Средней Европой. Сербское население этой области сильно увеличилось за счет переселения сюда сербов из-за Дуная в 1690 г. после подавления турками восстания в Сербии и Македонии. Австрийское правительство давало привилегии этим переселенцам, хорошим земледельцам и воинам, выделяя им участки под застройку (хотя и селило между ними немцев и венгров), и скоро здесь возникли новые села с прямой главной и перпендикулярными ей второстепенными улицами.
Окрашенные в розовый, светло-зеленый и оранжевый цвета дома выходили на улицы торцами с фронтонами. Города возникали как торговые центры на перекрестках дорог и имели радиальную (Нови Сад, Сремски Карловцы) или прямоугольную (Бечей) планировку. Они строились без укреплений, а при наличии старых крепостей выходили за их пределы. Для защиты области строились новые крепости вобановского типа: Петроварадин, близ Нови Сада (1754—1780) и две меньшие — Земун и Панчево с кирпичными бастионами и каменными воротами.
Нови Сад. Улица
Нови Сад стал культурным центром области, «Сербскими Афинами», и в его застройке упрощенные формы барокко и классицизма стали господствующими на некоторых улицах. Для XVIII в. характерен дом Сабова в Сремских Карловцах, где фигурные наличники и порталы дополняются такими же коваными решетками.
В 1-й половине XIX в. в формах классицизма с арками в нижних этажах, простыми сандриками окон (иногда с портиками) строятся жилые дома, муниципалитеты (Нови Беч, 1824; Панчево, 1833 и др.), школы (Нови Сад), усадебные дома (Хорогоц, Темерин, Голубинцы и др.) и даже дома богатых крестьян (Нерадин), где эти формы приобрели совсем деревенский характер.
Нерадин. Крестьянский дом, начало XIX в.
Итебей. Церковь, середина XVIII в.
Постройка православных церквей была для сербов Воеводины одним из средств национального объединения, но традиционные сербские формы их применялись все реже (церковь в Каменице, 1742—1758), и часто православную церковь XVIII — начала XIX в. трудно отличить от современной ей католической, такой же однонефной постройки с цилиндрическим сводом и двускатной крышей и одной или двумя колокольнями с замысловатыми верхами: Успенская и Георгиевская церкви в Нови Саде, церкви в Сремских Карловцах, Нерадине, Итебее и др. Такие колокольни и другие элементы барокко появились и в монастырях Фрушкой горы (Крушедол, Ново Хопово, Врдник и др.), куда позднее проникли и элементы классицизма (монастырь Месич, 1814—1843).
В архитектуре церковных иконостасов до середины XIX в. сохранялось барокко, распространившееся до Македонии, где в Дебре сложилась своя школа резчиков, придавших барочным формам своеобразный характер (иконостасы работы Петра Филипповича в монастырях Лесново, 1811—1814; Иована Бигорского, 1830—1840; в церкви Спаса в Скопле, 1819—1824).