Струпецкий монастырь, Рильский монастырь. Тырново Постоялый двор Хаджи Николы. Бяла мост - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Струпецкий монастырь, Рильский монастырь. Тырново Постоялый двор Хаджи Николы. Бяла мост

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Валахии, Молдавии, Трансильвании, Югославии, Болгарии и Греции > Архитектура Болгарии с 1770 по 1870-е годы
    Жилые здания болгарских монастырей были галерейными. В нижнем этаже, вмещавшем склады, галерея была навесом, куда монахи складывали собранные на их полях продукты для дальнейшей переработки. Выше галерей служили для прохода в кельи и для отдыха.
    Простейшей постройкой такого рода являются кельи Струпецкого монастыря, построенные зодчим Витю из села Брусен в 1857 г., — трехэтажное, каркасное с выбеленными стенами здание, слегка изгибающееся в плане, имеющее деревянные галереи с простыми столбами и балками, четким ритмом торцов поперечных балок, поддерживающих проходы двух верхних этажей и большой свес шиферной кровли.
    Такие же деревянные галереи имеют и кельи Лопушанского и Троянского монастырей, где их глубокие тени создают красивый контраст с белым объемом церкви, и Преображенского монастыря, украшенные ажурными перилами и различные по этажности или из-за рельефа местности.
Струпецкий монастырь. Кельи, 1857 г
Струпецкий монастырь. Кельи, 1857 г., Витю из Брусен. План и общий вид
Рильский монастырь. Кельи, 1816—1847 гг
Рильский монастырь. Кельи, 1816—1847 гг., Алекси из Рила и Миленко из Радомира. Общий вид
    Наиболее значительные по размерам и монументальные по архитектуре каменные жилые здания находятся в Рильском монастыре. С каменными галереями из аркад на колоннах они были построены не сразу.
    Зодчий Алекси из Рила построил северное (1816—1817), восточное (1817) и западное (1819) крылья, восстановленные после пожара 1833 г., а зодчий Миленко из Радомира в 1847 г. построил южное крыло.
    В отличие от суровых и гладких наружных стен монастыря его внутренние фасады, образованные жилыми зданиями с их галереями, приветливы и живописны. Аркады на колоннах, главный мотив дворовых фасадов, связывает их все в одно целое; но в этих аркадах нет однообразия: в восточном и части северного крыла нижняя аркада отвечает первому этажу, а выше применен большой ордер, объединяющий два этажа.
    В другой части северного крыла и западном крыле колонны большого ордера связаны промежуточными аркадами третьего этажа, а в южном крыле большой ордер с промежуточными арками применен и вверху, и внизу. Еще более фасады оживляются выступающими вперед лестницами, кёшками и брандмауэрами.
Рильский монастырь. Кельи, 1816—1847 гг
Рильский монастырь. Кельи, 1816—1847 гг., Алекси из Рила и Миленко из Радомира. Фрагмент аркады
Рильский монастырь. Кухня («магерница»), разрез
Рильский монастырь. Кухня («магерница»), разрез
    Интересна находящаяся в первом этаже северного крыла «магерница» (большая монастырская поварня), покрытие которой, опирающееся на четыре арки и состоящее из десяти ярусов арочек, расположенных восьмиугольно, поднимается на 22 м и, прорезая все этажи, заканчивается над крышей куполом.
Тырново. Постоялый двор Хаджи Николы, 1858 г
Тырново. Постоялый двор Хаджи Николы, 1858 г., Н.Фичев. План и дворовый фасад
    Похожи на монастырские жилые дома и некоторые постоялые дворы, которые в это время строились болгарами в связи с развитием торговли. Хорошо сохранился постоялый двор (хан) Хаджи Николы в Тырнове, построенный в 1858 г. известным зодчим Николой Фичевым (Колю Фичето) из Дрянова и использовавшийся владельцем так же, как мастерская и склад сукна. Построенный на крутом склоне, он имеет с улицы один, а со двора три этажа с галереей и двумя поперечными флигелями по краям. Арки и колонны флигелей придают зданию легкость, усиливающуюся криволинейными в плане балконами, выступающими между колонн.
Бяла. Мост через р. Янтру, 1865—1867 гг., Н.Фичев
Бяла. Мост через р. Янтру, 1865—1867 гг., Н.Фичев
    Такие живость и изящество форм свойственны и другим работам этого мастера, даже мостам, из которых наиболее интересен мост через р. Янтру у села Бяла (1865—1867), где волнорезы десяти устоев поднимаются до уровня парапета проезжей части и венчающие их криволинейной формы карнизы связывают их с карнизом последней. Ниши устоев, скульптуры верхних частей волнорезов и овальные проточные отверстия в пазухах арок придают мосту законченность и изящество.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому