Культовая архитектура. Церкви Долно Село св. Георгия, Гигенский монастырь, Пазарджик, Сопот (Вазовград) - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Культовая архитектура. Церкви Долно Село св. Георгия, Гигенский монастырь, Пазарджик, Сопот (Вазовград)

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Валахии, Молдавии, Трансильвании, Югославии, Болгарии и Греции > Архитектура Болгарии с 1770 по 1870-е годы
     В рассматриваемую эпоху в Болгарии повсеместным явлением было строительство новых и возобновление старых церквей. До этого турецкие власти лишь изредка разрешали строить церкви, да и то малых размеров, простые, углубленные в землю на 1—1,20 м, но с конца XVIII в. и особенно после Адрианопольского мира (1829) и Гюлханского гатишерифа (1839), облегчивших положение христианского населения Оттоманской империи, положение изменилось к лучшему. Церкви стали больше, выше, не только однонефные, но и трехнефные, увенчанные куполами, с более богатым убранством.
    Однонефные церкви в эту эпоху строились в более бедных частях страны, главным образом в Западной Болгарии. Построенные из естественного камня с цилиндрическими сводами из плитняка (реже из кирпича) с деревянными связями для погашения распора и апсидой с востока, они усложнялись западным притвором с аркадой, боковыми апсидами — «певницами» и иногда хорами в западной части.
Долно Село. Церковь св. Георгия, 1870 г.
Долно Село. Церковь св. Георгия, 1870 г.
   Окна стали больше, своды усиливались арками, опиравшимися на консоли или лопатки, а в редких случаях здание увенчивалось восьмигранным барабаном. Примерами однонефных церквей могут быть Иоанно-Предтеческая церковь Чипровского монастыря (1828), Троицкая в селе Долни Лом (1845), Николы Зимнего в селе Ноевци (1849) и Георгиевская в селе Долне Село (1870).
    Последняя наглядно показывает, какими средствами народные зодчие достигали художественной выразительности в таких простых и малых постройках. Удачные пропорции внутри и снаружи, аркада притвора, бросающая глубокую тень, прихотливая линия коромыслообразного карниза, ниши южной стены придают этой церкви монументальность, живописность и приветливость. В других церквах это впечатление усиливалось цветом и фактурой камня и мозаичным характером неоштукатуренных стен (Костуринцы, 1871).
1 — Гигенский монастырь, церковь, план и разрез. 2 — Пазарджик, церковь, 1837 г., план, разрез. 3 — Сопот (Вазовград), церковь, 1846 г., Никола из Барцигова, план и фасад
1 — Гигенский монастырь, церковь, план и разрез. 2 — Пазарджик, церковь, 1837 г., план, разрез. 3 — Сопот (Вазовград), церковь, 1846 г., Никола из Барцигова, план и фасад
    Три церкви рубежа XVIII и XIX вв. (Никольская в селе Конска, Пятницкая в селе Пенкевцы и Космодамиановская в Гигенском монастыре) имеют с запада своеобразную овальную или многоугольную в плане пристройку, слитую с пространством нефа. Особое положение в болгарской архитектуре того времени занимают две церкви Преображенского монастыря — однонефные триконхи с куполом.
     Возможно, что в их появлении сказалось то, что игумен Зотик, начавший с 1825 г. восстановление монастыря, до этого долго жил на Афоне и в Румынии, где такой тип обычен. Необычна для Болгарии и роспись фасадов Преображенской церкви, выполненная, как и ее внутренние фрески, известным художником Захарией Зографом.
    В центральных областях Старой Планины, где болгары раньше достигли большого благосостояния и вступили на путь борьбы за духовную и политическую свободу, однонефная церковь уже не удовлетворяла их потребностей. Нужны были более просторные здания, годные для большего числа богомольцев и более красивые и монументальные, отвечающие росту национального самосознания.
    Такими были трехнефные церкви, известные в болгарских землях еще с раннехристианского периода больше в форме базилик, чем зальных церквей. Но и они долго оставались бедными по внешнему виду и заглубленными в землю и лишь внутри обладали хорошими пропорциями и богатыми резными иконостасами (Богородицкая церковь в Самокове, 1791).
    К этому времени вместо средневековой невысокой алтарной преграды выработался новый тип иконостаса с несколькими ярусами икон и обильной резьбой колонок, антаблементов и других частей его, в которой вместе с растительным орнаментом встречались аллегорические фигуры и целые сцены порой светского нравоучительного содержания.
    Прекрасный иконостас работы мастера Макри Негриева из Галичника (Македония) находится в Богородицкой церкви в Пазарджике (1837), также трехнефной, еще заглубленной на 1 м в землю, но внешний вид ее величественен благодаря аркаде на столбах западного притвора и колоннадам с арками боковых фасадов. Внутри тонкие колонны, разделяющие высокие, слабо освещенные вверху нефы, не нарушают единства внутреннего пространства.
    Такая же по плану Никольская церковь в Сопоте (Вазовград), построенная в 1846 г. мастером Николой из Барцитова, имеет очень красивый западный фасад. Он расчленен пояском на две части с удачно найденным соотношением их высот — нижнюю, колоннаду притвора с вогнуто-выпуклыми арками и верхнюю, расчлененную стройными нишами, изменяющимися по высоте соответственно подъему карниза. Карниз сделан в виде волнообразной кривой, слегка приподнятой на углах, и этому отвечают овальные и четырехлепестковые окна верхней части фасада. Влияние Сопотской церкви видно в церквах Никольской в Карлове (1847) и в Литакове (1851).
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому