Развитие Чехии XVII—XVIII вв. Архитектура. Барокко. Изменение городов
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Австрии, Чехии, Словакии и Венгрии > Архитектура Чехии XVII—XVIII вв.
Прага. Церкви св. Франциска (слева) и Спасителя на Кржижовницкой площади
Архитектура барокко появилась, в Чехии в начале XVII в. Одно из первых сооружений в формах барокко — Матиашовы ворота Пражского Града, построенные итальянским зодчим Винченцо Скамоцци в 1614 г. Однако бурное развитие барокко началось позже и было связано с одним из самых тяжелых периодов в истории чешского народа. В 1620 г. в битве на Белой горе, расположенной всего в нескольких километрах от тогдашней границы Праги, объединенные силы католической реакции под знаменами Габсбургов нанесли решающее поражение чешским повстанческим войскам.
Начался мрачный и длительный период насильственной контрреформации и онемечивания чешских земель, уничтожения самобытной славянской культуры чехов, искоренения еще сохранявшихся отголосков гуситского свободомыслия. Ведущую роль в стране наряду с немецкой знатью и верхушкой чешской католической аристократии стали играть иезуиты.
Церковь и быстро разбогатевшие сторонники Габсбургов, стремясь всеми средствами упрочить свое положение и реализовать полученные преимущества, незамедлительно развернули широкое строительство, объектами которого были почти исключительно разнообразные культовые сооружения, а также многочисленные дворцы и загородные замки аристократии. В этих условиях возникла благоприятная обстановка для проникновения и развития в Чехии барочной архитектуры — как официального, освященного Римом архитектурного направления.
Барокко пришло в Чехию со своими сложившимися и развитыми формами и было закреплено в многочисленных постройках итальянских, немецких и венгерских зодчих, приглашавшихся различными магнатами и церковью для осуществления их замыслов.
В различное время в Чехии работали такие мастера европейского барокко, как Франческо Каратти, Карло Лураго, Иоганн Лукас Гильдебрандт, Иоганн Йозеф Вирх, Андреа Спецца, Жан Батист Матье и др. Вместе с архитекторами в создании дворцовых комплексов, костелов и монастырей участвовали многие выдающиеся скульпторы, живописцы, мастера садово-паркового искусства. Все это не могло не сказаться на профессиональном художественном уровне архитектуры барокко, который с самого начала в Чехии был очень высоким.
Прага. Малая сторона: 1 —собор св. Николая и Вртбовский сад, XVIII в.; 2 — собор св. Николая, XVIII в., план; 3 — храм св. Маргариты, план
Прага. Церковь св. Николая, XVIII в. Игнац Динценхофер
В XVII—1-й половине XVIII в. чешские города интенсивно меняют свой облик. Эти изменения почти не касаются общей городской планировки, которая сохраняет, как правило, свою средневековую основу. Зато крупные барочные сооружения, властно вклиниваясь в пространственную организацию городских центров, вносят в них и новый масштаб, и невиданную ранее скульптурность форм.
Рядом с готическими вертикалями возникают разнообразные купола и причудливые формы завершений барочных башен. Огромные иезуитские коллегиумы, монументальные комплексы монастырей и дворцовые ансамбли с обширными садами разрушают существовавшую ранее парцелляцию городских территорий, отражая не только стилистические изменения, но и структурное преобразование общества.
Важное место в городских пространствах занимают скульптура и богатые декоративные фонтаны, а также ставшие неотъемлемой частью архитектурного облика чешских городов своеобразные по своей пластике памятники — моровые столбы, посвященные св. Троице, устанавливавшиеся в память о губительных эпидемиях чумы, потрясавших Европу XVII в., и столбы с фигурой Девы Марии как символ рекатолизации и контрреформизма.
Прага. Лонгвайлова модель города, 1720 г.
Прага. Лорета, XVII в.
Хэб. Дом на рыночной площади, XVIII в.
Прага. Малостранская площадь (гравюра В. Морштадта, 1830)
Изменение архитектурного облика городов Чехии явилось не только результатом сооружения новых зданий, но и следствием планомерно осуществляемой перестройки и модернизации в духе барокко готических церквей, дворцов и жилых зданий. Последние часто получали лишь новое архитектурно-декоративное убранство фасадов, сохраняя существовавшую ранее планировку, готическую систему перекрытия и характер интерьеров.