Копенгаген Жилые дома, Старая ратуша, Музей Торвальдсена. Остров Мён Летний дворец Лиселунд - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Копенгаген Жилые дома, Старая ратуша, Музей Торвальдсена. Остров Мён Летний дворец Лиселунд

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Скандинавии > Архитектура Дании последней четверти XVII — первой половины XIX в.
Напишем
    Барочный бюргерский дом с фронтоном, выходящий на улицу, преобладавший в годы после большого пожара Копенгагена в 1728 г., постепенно сменяется двухэтажным домом в формах классицизма с фасадом, расчлененным плоскими пилястрами, с небольшим фронтоном над выступающей центральной частью.
Копенгаген. Новая гавань, XVII—XVIII вв
Копенгаген. Новая гавань, XVII—XVIII вв. Жилые дома богатого купечества
    Многие церкви, особняки и замки в Копенгагене и за его пределами были построены по проектам или самого Эйтведа, или под сильным его влиянием. В этот период умеренное барокко в архитектурной отделке интерьеров часто принимало насыщенные и изощренные формы, приближавшиеся к лучшим образцам французского рококо.
    Основание в Копенгагене Академии художеств (1754) совпало в Дании с формированием нового направления классицизма, зачинателем которого был профессор Академии арх. Никола Жарден (1720—1799). Жарден был приглашен в 1754 г. из Франции для участия в проектировании и строительстве Мраморной церкви. Его грандиозные проекты купольного храма не были осуществлены. Многие городские и летние дворцы, спроектированные им в столице и за ее пределами, носят хотя и несколько сухой, но величественный характер и соответствуют канонам классицизма в построении плана и фасада.
    Вторым представителем датского классицизма был К.Ф. Харсдорф, который учился в Риме и Париже. Его произведения по духу были ближе к палладинской форме классицизма. Такими являются упомянутые выше монументальные триумфальные ворота, соединяющие два из четырех Амалиенборгских дворцовых корпусов. Дом Хорсдорфа на площади Конгенс Нюторв стал эталоном и образцом богатых буржуазных особняков, строившихся во множестве после пожара 1794 г.
    Трехэтажное здание с рустованным первым этажом, высоким бельэтажем, где расположены парадные залы, и с расчлененной пилястрами центральной выступающей частью, завершенной архитравом и карнизом с модульонами и фронтоном, украшенным барельефами, отвечает всем академическим требованиям построения фасада, но в то же время в деталях носит характер вольного использования классических форм и упрощения их.
    Многочисленные живописные парки в английском стиле украшались маленькими храмами, «хижинами отшельников» и различными памятниками.
    Идиллический маленький летний дворец Лиселунд на острове Мён и Китайский павильон в парке Фредериксберг Хаве являются типичными памятниками этого периода, построенными по проектам Андреаса Киркерупа (1749—1810).
Остров Мён. Летний дворец Лиселунд, 1792—1795 гг
Остров Мён. Летний дворец Лиселунд, 1792—1795 гг., А. Киркеруп
Копенгаген. Старая ратуша, 1803—1816 гг
Копенгаген. Старая ратуша, 1803—1816 гг., К.Ф. Хансен
    На пороге XIX в. начал свою деятельность ведущий зодчий датского «стиля ампир» — Кристиан Фредерик Хансен (1756—1845). Ему пришлось решать большие архитектурно-строительные задачи: строить новый королевский дворец в Копенгагене, здание ратуши, ныне суда. Он же был председателем Комиссии по строительству дворца, директором Академии художеств около 20 лет и профессором архитектурно-строительного факультета Академии. Его влияние на архитектуру того периода было исключительно сильным. Монументальное строгое здание ратуши (1803—1816) с рустованным цоколем и крупным портиком в ионическом ордере свидетельствует о большом мастерстве зодчего.
    Королевский дворец Кристиансборг, который был построен по его проекту в 1800—1820 гг., сгорел в 1884 г., но дворцовая церковь, квадратная в плане, перекрытая куполом и украшенная четырехколонным портиком (1826—1828), и церковь Богоматери (Фруекирке, 1829) с центральным нефом, перекрытым кассетированным цилиндрическим сводом, и колоннами дорического ордера сохранились до сих пор.
    Внутри Фруекирке установлены изваяния 12 апостолов и фигура Христа скульптора Б. Торвальдсена. Внешние формы Фруекирке спокойны и ясны. Четырехугольная башня церкви завершается не шпилем, а большим крестом.
    Выдающимся датским зодчим 1-й половины XIX в. является Микаэль Готлиб Биннесбёль (1800—1856). Окончив Академию, он получил четырехлетнюю стипендию для изучения архитектуры в Италии, Греции и Турции. Испытал сильное увлечение произведениями готики и помпеянского искусства. Обогащенный впечатлениями годов странствий и изучения сокровищ мирового архитектурного наследия, Биннесбёль стал творить самостоятельно, очень свободно и творчески используя это наследие в своей собственной манере.
    Его первым большим и наиболее известным произведением было здание музея скульптурных работ Б. Торвальдсена (1839—1848). Оно и стало последним отзвуком датского классицизма. Биннесбёль не признавал холодного и, как он говорил, «вялого доризма» классициста К.Ф. Хансена. Полихромное здание хранилища скульптурных ценностей выдающегося скульптора классицизма Торвальдсена одновременно является и мавзолеем — в его внутреннем дворе погребен сам скульптор. Своими компактными внешними формами, скошенными сужающимися кверху большими порталами и пологой медной кровлей это здание напоминает египетский храм.
Копенгаген. Музей Торвальдсена, 1839—1848 гг
Копенгаген. Музей Торвальдсена, 1839—1848 гг., М. Биннесбёль
    Художник Иорген Зонне по замыслу Биннесбёля на фасаде сделал монументальный живописный фриз, где изобразил возвращение Торвальдсена на родину, куда он привез свои работы из Италии. В настоящее время фриз реставрирован и своими яркими охровыми, красными и черными цветами колоритно выделяется на фоне серого окружения дворцовых зданий. Биннесбёль считал, что классическая архитектура совсем не была такой бесцветной, какой она представлялась классицистам, а отличалась полихромной яркостью, и эту мысль он выразил в своем творении — здании Музея Торвальдсена.
    Но Биннесбёль, хорошо знавший и любивший классику, отказался от всякого подражания ей в своих проектах общественных зданий и жилых домов. Он создал новую, истинно функциональную, простую, очень лаконичную архитектуру и тем самым уже более 100 лет назад открыл те принципы архитектурного творчества, которыми и сегодня руководствуются многие датские архитекторы.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому