Архитектура Дании XVII—XIX в. Копенгаген Церкви Спасителя, Мраморная; Дворцы Фреденсборг, Амалиенборг
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Скандинавии > Архитектура Дании последней четверти XVII — первой половины XIX в.
С установлением абсолютизма (1660) в Данию приходят и типичные для абсолютистских государств формы архитектуры с ее осевыми симметричными композициями планов крупных дворцовых сооружений, регулярных парков, а также новых городских районов. Облик новых репрезентативных сооружений отличается строгостью и сдержанностью. Трезвому характеру датчанина-протестанта не соответствовали чувственные, беспокойные формы барокко, характерные для католического Юга Германии и Австрии.
Копенгаген. Церковь Спасителя, 1682—1696 гг., Л. ван Хавен; шпиль, 1749—1752 гг., Л. Тура. Гравюра
В Дании при прямом влиянии архитектуры Голландии и Англии утверждается голландское направление классицизма XVII в. с его простыми формами и четкими членениями фасадов дворцов и особняков. К наиболее выдающимся сооружениям этой эпохи относятся: дворец Шарлоттенборг (1672—1683), построенный по проекту Эверта Янссена (ум. около 1690), ныне Академия художеств, откуда вышла плеяда датских архитекторов, и церковь Спасителя в Копенгагене (1682—1696) Ламберта ван Хавена (1630—1695).
Дворец Шарлоттенборг обладает всеми атрибутами палладианства в его сдержанной нидерландской интерпретации. Здание имеет подвальный этаж, служебный первый этаж, высокий парадный бельэтаж и низкий подсобный мезонин. Фасад расчленен ордером пилястр, проходящих через все три этажа, и увенчан раскрепованным карнизом и ажурной балюстрадой. Окна бельэтажа украшены изящными треугольными сандриками.
Церковь Спасителя завершается оригинальным шпилем с винтовой открытой галереей вокруг него. Шпиль построен позднее (1749—1752) по проекту Лауридса Тура (1706—1759). По заявлению самого строителя, шпиль создан по образцу винтовой башни церкви Сан Иво в Риме (арх. Ф. Борромини),однако в церкви Спасителя шпиль, смело вытянутый вверх, приобрел изящество и характер типично копенгагенского шпиля.
По проекту Л. Тура построен также небольшой, изящный по формам и цельный по объему дворец Эрмитаж (1734—1736), расположенный в лесу Дюрехавен недалеко от Копенгагена.
В середине XVII в. голландцем Г. Рузе (1624—1679) был спроектирован и частично застроен особняками копенгагенской знати новый городской район Копенгагена к северу от крепостных валов. Сеть прямых широких улиц этого района заметно отличается от планировки центрального ядра города с его средневековыми кривыми переулками.
Копенгаген. Церковь Спасителя. Вид колокольни
Копенгаген. Дворец Фреденсборг, 1720 г. И. Кригер. Парковый фасад
После пожара Копенгагена в 1728 г. для восстановительных работ в Данию прибыло много мастеров из-за рубежа, особенно из Голландии и Германии. Они принимали участие и в строительстве королевских дворцов Фредериксберг, Фреденсборг, Кристиансборг и Хёрсхольм (из них только первые два сохранились в своем первоначальном виде). Эти дворцы имеют регулярные парки и отличаются роскошными внутренними залами, для отделки которых приглашались итальянские мраморщики и штукатуры.
Копенгаген. Площадь дворцового ансамбля Амалиенборг, 1750—1756 гг. Н. Эйтвед
Однако наиболее выдающимся градостроительным и архитектурным произведением XVIII в., занявшим достойное место среди сокровищ всемирной архитектуры, является комплекс королевского дворца Амалиенборг (1749), построенный архитекторами Н. Эйтведом (1701 — 1754) и Н. Жарденом (1720—1799) в новом, созданном тогда городском районе Копенгагена; на пересечении двух новых улиц (Амалиегаде и Фредериксгаде) была образована прекрасная по пропорциям восьмигранная площадь.
В центре площади установлен памятник — конная статуя короля Фредерика V, обращенная лицом к большой центрально-купольной, так называемой Мраморной церкви, замыкающей одну из улиц, ведущих к площади.
Копенгаген. Мраморная церковь, 1754—1894 гг. Общий вид, разрезы церкви по проектам
а — Н. Жардена (1756); б — Н. Эйтведа (1752); в — Л. Тура (1754)
а — Н. Жардена (1756); б — Н. Эйтведа (1752); в — Л. Тура (1754)
На восьмигранную королевскую площадь выходят четыре трехэтажных, одинаковых по наружному оформлению дворцовых корпуса, построенных в свое время по заказу четырех дворянских семей. Фасады этих зданий имеют колоннады в средней части, а по бокам пилястры. По формам близкие дрезденской дворцовой архитектуре, они спокойнее и строже. Между двумя дворцовыми корпусами поставлены триумфальные ворота ионического ордера, построенные в конце XVIII в. арх. К.Ф. Харсдорфом (1735—1799).
Большая Мраморная церковь, начатая по проектам Н. Эйтведа и Н. Жардена в XVIII в., была закончена только в 1894 г. по проекту арх. Фердинанда Мельдаля (в формах римского барокко).
Весь район, окружающий дворец Амалиенборг, застраивался в 1750—1760 гг. особняками и дворцами аристократии, проекты которых контролировались в Архитектурной конторе Эйтведа, следившей за единством композиции фасадов и одинаковой высотой зданий.
Копенгаген. Площадь дворца Амалиенборг. Один из четырех дворцовых корпусов. 1750—1756 гг., Н. Эйтвед. Памятник королю Фредерику V, 1758 г., Ж. Сали