Церкви Кеуру, Петеяявеси. Хельсинки Кафедральный собор, Университет. Турку Академия - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Церкви Кеуру, Петеяявеси. Хельсинки Кафедральный собор, Университет. Турку Академия

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Финляндии > Архитектура Финляндии XVII— первой половины XIX в.
    Интересен деревянный дворец Монрепо близ Выборга; здесь главное здание было расположено в прекрасном парке (заложен в конце XVIII в.), украшенном декоративными замками и павильонами, мостиками, скульптурой и фонтанами.
    Основным видом общественных зданий в XVII—XVIII вв. продолжали оставаться церкви. Многие из них строились из дерева, и в них народные мастера имели возможность наиболее полно показать свои знания и талант. Стены были рублеными, крыши делались по висячим стропилам, и к этим стропилам подшивались потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов.
    Простейшие деревянные церкви были прямоугольными в плане, иногда со срезанными углами алтарной части, с двускатной крышей и колокольней над входом. Таковы церковь в Салойнене (1622) и церковь в Торнио (1686, мастер М. Хярмя), высокий шпиль колокольни которой придает ее облику несколько готический характер, тогда как убранство алтаря и кафедры и роспись потолка говорят о проникновении на север элементов барокко.
Типы финских церквей XVII—XIX вв. Схемы фасадов и планов
Типы финских церквей XVII—XIX вв. Схемы фасадов и планов
    С середины XVII в. появляются и получают распространение в следующем веке более вместительные крестообразные церкви нередко с колокольней над входом. В это время стены церквей снаружи часто обшивают тесом и красят в красный цвет (а колокольни — в разные цвета); колокольни покрывают криволинейными барочными крышами, на изгибах которых красиво рисуется кровельный лемех. К ним относятся жемчужины финской деревянной архитектуры — церкви в Палтамо (1726, Иоганн Кнубб), Кеуру, Петеяявеси и Лаппи.
    Церковь в Кеуру (1756—1758, мастер Антти Хакола) — крестообразная в плане, с высокими и крутыми крышами, на поверхности которых лемех двух видов образует своеобразный узор. Церковь имеет пристройки: с запада колокольню с криволинейными кровлями двух верхних ярусов и шпилем, крыльцо с юга и восьмиугольную с криволинейной крышей более позднюю ризницу с востока. Внутри церкви деревянные цилиндрические своды и стягивающие их балки украшены росписью, а столбы и перила хоров и кафедра проповедника — резьбой.
Кеуру. Деревянная церковь, 1756—1758гг
Кеуру. Деревянная церковь, 1756—1758гг., А. Хакола. Общий вид, интерьер и план
    Еще больший контраст строгому объему церкви составляет живописная колокольня в Петеяявеси (1763—1764, мастер Якко Леппянен); здесь нижний ярус колокольни покрыт криволинейной кровлей, а верхний, перестроенный в 1821 г. Эриком Леппяненом-сыном, увенчан шпилем. Наконец, в церкви в Лаппи (1772—1774, мастера Юхан Солоней и его сын Матти) колокольня венчает высокую пирамидальную крышу основного объема здания, а подобные ей крыши покрывают и боковые прирубы, двухсветные, как и сама церковь.
Петеяявеси. Деревянная церковь, 1764 г
Петеяявеси. Деревянная церковь, 1764 г., Я. и Э. Леппянен. Общий вид, фрагмент купола, план и разрез
    Помимо указанных были деревянные многогранные церкви с шатровой крышей и такие же, но круглые внутри каменные, покрытые куполом, в Вимпели (1807, арх. Яако Рийф) и Хаменлинне (1795—1798, арх. Ж.Л. Депре); ротонда с портиком у главного входа — яркий образец финской «классической» архитектуры. Более частыми были квадратные или крестообразные в плане каменные церкви с четырьмя пилонами, несущими световой барабан с куполом,— церкви в Тампере (1824, арх. К. Басси), Пиелисёрви (1828) и Оулу (1832), обе арх. К.Л. Энгеля (1778—1840), и кафедральный собор в Хельсинки (ранее церковь св. Николая), начатый им в 1830 г. и законченный уже после смерти автора в 1852 г.
Хельсинки. Кафедральный собор, 1830—1852 гг
Хельсинки. Кафедральный собор, 1830—1852 гг., К.Л. Энгель
    Крестообразный в плане, с четырьмя портиками, он перекрыт куполом на высоком барабане (четыре угловые башенки и фигуры на них добавлены позднее). Широкая лестница с подпорной стенкой ведет к собору, стоящему на гранитной скале в центре Сенатской площади, и его купол стал доминантой Хельсинки. Центр города, созданный по плану К.Л. Энгеля и И.А. Эренстрема (1820-е годы), представляет законченный архитектурный ансамбль.
    Сенатская площадь, с собором в центре, вытянутая по оси юг (низкая часть) — север (высокая), обрамлена одинаковыми по размерам и членениям зданиями Сената и Университета, чьи рустованные нижние этажи отвечают рустовке подпорной стенки, а коринфский ордер портиков и угловых ризалитов перекликается с таким же ордером портиков и барабана собора и фасада библиотеки, стоящей на запад от собора, на одной оси с ним. Портики и рустовка украшают здания генерал-губернаторского дома, обсерватории, госпиталей и казарм (1820—1830); вкрапленные в застройку разных частей города они придавали единообразие его облику.
Хельсинки. Университет, 1840 г
Хельсинки. Университет, 1840 г., К. Л. Энгель
    В прежней столице — Турку (Або), архитекторы К. Басси и К.X. Гьервелль, перестраивавшие ее в начале XIX в., построили здания Старой и Новой академий.
    Фасады Старой академии (арх. К.X. Гьервелль) лишены декора, лишь нижний этаж среднего выступа фасада рустован, а окна второго этажа украшены сандриками.
    К. Басси украсил фасад Новой академии колоннадой и покрыл богатым лепным декором своды ее актового зала, опирающегося на колонны из полированного гранита.
Турку (Або). Академия, 1833 г
Турку (Або). Академия, 1833 г., К. Басси. Интерьер актового зала
    В архитектуре Финляндии XVII — 1-й половины XIX в. ясно видны два самостоятельных, хотя и развивающихся во взаимосвязи течения: народная деревянная архитектура, обладавшая большим своеобразием, и архитектура господствующих классов. Последняя в XVII—XVIII вв. была связана с западной, в частности со шведской архитектурой, и отличалась своей простотой и строгостью.
    С начала XIX в. она развивалась независимо от национальности архитекторов под явным влиянием Петербурга, откуда в 1810 г. приехал в Финляндию арх. Карл Людвиг Энгель — крупнейший представитель архитектуры классицизма в Финляндии.
    Нужно отметить, что постройки Энгеля, при их большом своеобразии, лишены провинциализма. Чувствуя характер финского ландшафта, используя лучшие традиции русской «классики» начала XIX в., он смог создать национальные формы финского классицизма. Ансамбли Энгеля положили начало становлению финской архитектуры и их можно сравнивать с лучшими постройками того времени в других странах.
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому