Франция. Аббатства Понтлевуа, Редоне, Бэк-Элуэн; Монастыри Валь-де-Грас, Порт Рояль - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Франция. Аббатства Понтлевуа, Редоне, Бэк-Элуэн; Монастыри Валь-де-Грас, Порт Рояль

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Франции > Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв. > Первая половина XVII в.
    В конце XVI — начале XVII в. распространение янсенизма (религиозное общественное движение строго аскетического направления, возникшее в XVII в. на основе учения Корнелия Янсения) способствовало росту монастырей, которые по-прежнему продолжают выполнять некоторые светские функции: содержат учебные заведения, больницы, богадельни, приюты.
    В начале XVII в. монастыри многочисленных монашеских орденов переполняли города, все более становясь помехой развития последних. Так, большинство монастырей содержало на городских территориях обширные огороды, парализуя этой своей хозяйственной деятельностью формирование и рост города. В 1614, 1626 и 1656 гг. издаются указы, запрещающие в Париже и его окрестностях строить и расширять монастыри; это привело к широкому строительству их в провинции.
Аббатство в Понтлевуа (1630 г.)
Аббатство в Понтлевуа (1630 г.)
    На примере монастырских комплексов хорошо видны рационалистические устремления французских архитекторов, их тяготение к функционально осмысленной и художественной ясности. Как правило, архитекторы стремятся достигнуть большей выразительности сооружений не средствами пышного декора, а нахождением удачных пропорций, как в аббатствах в Понтлевуа, Редоне (1630), Бэк-Элуэн (1644—1646) и др.
Аббатство Редоне. Церковь и монастырь (1630 г.)
Аббатство Редоне. Церковь и монастырь (1630 г.)
Аббатство Бэк-Элуэн (1644-1646 гг.). Южный фасад
Аббатство Бэк-Элуэн (1644-1646 гг.). Южный фасад
    С начала XVII в. в условиях города, при отсутствии больших земельных площадей, в монастырских зданиях начинает расти этажность. Жилые здания получают два, а то и три этажа, как в монастыре Валь-де-Грас или Порт Рояль (Антуан Лепотр, 1646—1648). Как правило, эти постройки концентрируются около одного или нескольких дворов, которые по древней традиции сохраняют вдоль всех дворовых фасадов обходные галереи, понизу иногда выступающие вперед (монастырь Урсулинок в Дижоне, арх. Гийом Табуро, 1643), женский кармелитский в Плёрмеле (1604), кармелитский Анны в Д’Орай (1630).
Монастырь Валь-де-Грас (1646-1648 гг.)
Монастырь Валь-де-Грас (1646-1648 гг.)
Монастырь Порт Рояль (1646-1648 гг.). Общий вид в 1674 г.
Монастырь Порт Рояль (1646-1648 гг.). Общий вид в 1674 г.
    Перед архитекторами ставятся новые планировочные и художественные задачи — перекрыть сводами трехэтажное здание, организовать сообщение между этажами с помощью системы лестниц; интерес к барочным мотивам еще велик. Жилой корпус бенедиктинского аббатства св. Георгия на Луаре (1625) в этом отношении повторяет формы парижского отеля Сюлли.
    Строятся монастыри крепостного типа, напоминающие бенедиктинское аббатство О'Дам (1630). Продолжают возникать очень живописные комплексы — аббатство св. Антония во Вьенуа, иезуитский монастырь Лепюи (арх. Мартельянж, 1617).
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому