Этапы истории архитектуры Франции. Периоды I этапа
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Франции > Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.
Схематическая карта Франции
История архитектуры Франции имеет два этапа. Этап I это время абсолютной монархии XVII—XVIII вв., этап II — архитектуры периода Великой французской революции и становления буржуазного господства в начале XIX в. Этап I, охватывающий два столетия, эпоху расцвета и упадка абсолютизма, в свою очередь делится на четыре периода.
Эти периоды, почти одинаковые по длительности, укладываются каждый приблизительно в 50 лет и более или менее соответствуют датам жизни и правления французских королей (Первый период — Генрих IV (1594—1610) и Людовик XIII (1610—1643); второй период — Людовик XIV (1643—1715); третий период — Людовик XV (1715—1774); четвертый период — Людовик XVI (1774—1792)). Деление на периоды вызвано тем, что Франция на протяжении этих двух столетий четыре раза меняла направление в архитектуре.
Стилистические изменения, происходившие во всех видах искусства, в том числе и в архитектуре, были тесно связаны с социальными сдвигами, происходившими во Франции. Архитектура отразила духовные искания и запросы различных классов и сословий французского общества. Знаменательно то, что в этот период язык архитектурных форм не отставал от развития общества. Это и понятно, ибо архитектура сознательно привлекалась для доказательства прогрессивности феодально-абсолютистского порядка, с одной стороны, и свободы человеческой личности, с другой.
Через все четыре периода проходит сложная борьба между государственной системой и индивидуальной человеческой личностью, что получило широкое и глубокое отражение в архитектуре. Так возникают величественные ансамбли, отразившие в художественных образах идею абсолютизма и наряду с этим небольшие изысканные архитектурные сооружения, по своим объемам и пропорциям соразмерные человеку.
Смена стилистических форм в XVII—XVIII вв. не сопровождалась коренной сменой предшествующих идей и вкусов, новое постепенно вызревало в недрах старого, беря от него прогрессивное, необходимое для дальнейшего роста. Весь этот двухвековой период характеризуется высокой строительной культурой, уходящей своими корнями в далекое (гальское) прошлое Франции. Устойчивость традиций позволила абсолютизму создать новую, высокохудожественную культуру на базе предшествующих эпох.
Во всех четырех периодах французской архитектуры XVII—XVIII вв. отразилась борьба светского и церковного начала. Католицизм в начале XVII в. стремился к пышности и эмоциональности архитектурных образов, но уже в этот первый период ему противопоставлялись сдержанные по форме, основанные на математических закономерностях сооружения раннего классицизма. Среди пестрого многообразия архитектурных форм, сосуществовавших с ведущими течениями классицизма и барокко, бытуют готика и ренессанс.
Рациональная система мышления, тяготевшая к светскому истолкованию художественных образов, способствовала созданию архитектуры, построенной на закономерностях классического ордера. Эта архитектура была ведущей в конце XVII в. Классицизм 2-й половины XVII в. очень репрезентативен и не отказывался для создания выразительных, величественных и блестящих образов от декоративных приемов, родственных барочным. В начале XVIII в. как реакция на рационализм возникает новая безордерная система, зародившаяся в придворных аристократических кругах, получившая название рококо.
Вторая половина XVIII в. знаменуется в архитектуре Франции новым расцветом изысканного и утонченного классицизма, сложившегося на архитектурных образцах античности, отразившего духовные запросы отмирающей аристократии. По своим художественным качествам классицизм XVIII в. является вершиной французской архитектуры этой эпохи. В его недрах, также на базе античности, зарождается новая архитектурная система, выражающая художественные идеалы буржуазных кругов, получившая развитие в начале XIX в.
Во 2-й половине XVIII в. волна «просветительства», охватившая широкие слои населения, способствовала освобождению искусства от церковности. Именно поэтому отзвуки барокко в церковной архитектуре Франции 1-й половины XVII в. вызывали во 2-й половине XVIII в. отрицательное к себе отношение. Усиление светского начала, вкусы которого тяготели к классицизму, привели в конце XVIII в. к его полной победе.