Вторая половина XVIII в. Франция. Градостроительство
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Франции > Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв. > Вторая половина XVIII в.
Вторая половина XVIII в. — начало полного внутреннего краха абсолютизма и идеологических побед буржуазии. Аристократическое искусство, переживавшее закат, последний раз обращается к классическому наследию, которое в этот период служит основой также и для программных выступлений буржуазии в области монументального искусства.
Сложная и многогранная архитектура Франции 2-й половины XVIII в. многое берет из предшествующей эпохи, не порывая с традициями. С одной стороны, в классицизме XVIII в. возрождаются монументальные черты блистательного классицизма 2-й половины XVII в.; с другой, — культивируется интимность, столь характерная для искусства рококо 1-й половины XVIII в. Формы классицизма в этот период в значительной степени зависели от знакомства с античностью и древним миром, изучение которого сделало большие успехи в эту эпоху.
В середине XVIII в. значительной частью французского общества овладевают две идеи, которые пропагандируются философами, литераторами, экономистами: люди должны жить согласно принципам разума и человек должен возвратиться к природе (Ж.Ж. Руссо). Глубокие противоречия, таящиеся в этих понятиях, ускользали от внимания французских авторов, знавших, что жизнь человека зависит от природы и общественной среды, но в то же время признававших существование Вечных идей и Вечной красоты.
Борьба за преемственность традиций в классицизме XVIII в. была связана с глубоким интересом французского общества к античности, в которой теперь черпали доводы для преклонения перед Разумом и Природой. Архитекторы классицизма одинаково используют классику как античных Греции и Рима, так и Ренессанса. В теории архитектуры возникает учение, согласно которому все архитектурные формы должны быть обусловлены функционально.
Идея возврата к природе сказалась в садово-парковом искусстве и искусстве интерьера. Французские строго регулярные парки XVII в. с подстриженными деревьями кажутся теперь искусственными. Английские парки со свободной планировкой, зародившейся еще в начале XVII в., получают широкое развитие в конце XVIII в. Для 2-й половины XVIII в. чрезвычайно характерны теоретические споры, вызванные реакцией против стиля рококо, которая получила широкий отклик у писателей, философов (Гюго, Вольтера) и теоретиков архитектуры, остро высмеивавших декоративные причуды рококо.
Большую полемику вызвала книга Ложье «Опыт архитектуры» как во Франции, так и за пределами ее. Теория Ложье основана на принципе разума. Архитектура, по его мнению, для того, чтобы стать рациональной, должна быть естественной, в основе ее должна лежать конструкция хижины и ясная в своей логичности конструктивная система греков. По Ложье, колонна, созданная, чтобы быть опорой для балки, и превращенная мастерами барокко в декоративную, должна быть возвращена к своей первоначальной логической функции. Также фронтон должен быть реальной опорой кровли, а не декорацией.
Идеалом архитектуры Ложье считал Мезон Каре в Ниме (античный храм (псевдопериптер) в г. Ниме на Юге Франции) и резко критиковал роскошь общественных больниц и Собор Инвалидов. Ложье, Патт и другие теоретики классицизма видели основу красоты в пропорциях, отождествляя закономерности архитектуры с музыкальным ритмом.
Академия архитектуры принимает деятельное участие в разработке теоретических основ классицизма, занимается изучением античных памятников путем посылки в Италию и Грецию своих пенсионеров. Между 1758—1768 гг. издаются увражи проектов учеников и профессоров академии.
В стенах Академии большое внимание уделяется теории конструкций и применению в строительстве достижений химии и физики. Разрабатываются наиболее рациональные системы сводов, металлических и деревянных конструкций, печей и других санитарно-технических устройств, по которым выпускаются специальные обобщающие труды и руководства. В поле зрения теоретической мысли архитектуры теперь оказывается готика, ставшая предметом пристального изучения (Блондель, Ламбер, Ложье, Патт, Суффло, Виньи, Леруа, Перроне и др.). Однако эта «варварская» архитектура привлекает и вызывает восхищение теоретиков и практиков классицизма только своей конструктивной стороной.
Градостроительство. В 1724—1726 гг. были сделаны попытки остановить расширение Парижа, однако они так же, как и предыдущие, не увенчались успехом. Начинает застраиваться свободное пространство между Парижем и соседними деревнями, которые ранее использовались под огороды. На запад лежали большие владения короля. Создание площади Людовика XV, прокладка улицы Рояль, насаждение парков на Елисейских полях привлекали сюда, к берегу Сены, аристократию и буржуазию, которые строят здесь свои отели.
Продолжается застройка предместья Сент-Оноре и района Ле-Руль. Заселяется пространство к северу от больших бульваров и церкви Мадлен к Монмартру, носившему название квартала Поршерон (свинопасов), который к концу XVIII в. становится одним из изысканнейших районов Парижа. Бульвары в середине века еще не получили своего настоящего вида. На левом берегу Сены город мог развиваться только в западном направлении. Набережная Д’Орсей и участки к югу от Дома Инвалидов были заняты огородами и старыми отелями, которые начинают перестраиваться. Здесь создается отель Де Сальм, где жил и умер Вольтер.
Усиление бесплановой застройки Парижа вызывает резкий протест общественности, в котором звучит и голос Вольтера. Правительство пытается ввести стихийное градостроительство в плановое русло. Приказ 1783 г. устанавливает пропорции между высотой здания и шириной улицы. Вводится нумерация домов, освещение улиц масляными лампами, делаются тротуары из досок. В 1786 г. приступают к сносу домов на мостах. Запрещается захоронение внутри города, и Академия объявляет конкурс на создание кладбища.
Разрабатывается проект превращения Сены в водную артерию для прохода кораблей из Гавра и Руана. По-прежнему не решена проблема воды, которую доставляют из Сены 20 тыс. водоносов. В 1762 г. вода рек Иветты и Беврон была подведена к ряду парижских фонтанов, а в 1777 г. были построены первые водокачки, от которых шли водопроводы по различным улицам Парижа.