Париж. Лувр. Коллеж четырех наций. Дом Инвалидов, ротонда собора Инвалидов - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Париж. Лувр. Коллеж четырех наций. Дом Инвалидов, ротонда собора Инвалидов

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Франции > Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв. > Вторая половина XVII в.
Париж. Лувр. Конкурсный проект восточного фасада дворца, 1666 г. 1 — проект Л. Бернини
Париж. Лувр. Конкурсный проект восточного фасада дворца, 1666 г. 1 — проект Л. Бернини
    О том, как изменился Париж во 2-й половине XVII в., свидетельствует ряд крупных ансамблей, возникших в различных частях города. В организм города вошел мощный ансамбль Лувра, по своим масштабам и выразительной представительности составивший новую центральную часть Парижа — «Дворцовый Париж», занявший равное место с прежними частями города — «Ситэ» и «Виль».
    Луи Лево приступил к завершению Лувра в 1661 г., и к 1664 г. «четырехугольник» Лувра был построен. В трех новых дворовых фасадах Лево повторил западный фасад Леско и Лемерсье. Для главного, уличного фасада (восточного) Лувра Лево взял за образец фасад церкви Сен- Жермен-Л’Оксерруа, стоявшей напротив дворца. Проект Лево был найден недостаточно представительным, и Кольбер обратился к итальянским архитекторам Кондини, Райнальди, Пьетро да Картона и Бернини с просьбой принять участие в конкурсе. Кроме проекта Бернини на конкурс представили проекты Лемерсье, Моро, Готтар, Уден, Леблон, Перро и др. Одержал победу Клод Перро.
Париж. Лувр. Конкурсный проект восточного фасада дворца, 1666 г.
Париж. Лувр. Конкурсный проект восточного фасада дворца, 1666 г. 1 — проект Л. Бернини
    Фасад Перро (ряд исследователей считает автором Лувра арх. Д’Орбэ, с чем трудно согласиться) (осуществлен в 1667 г.) покоряет своим органическим масштабом, величавым спокойствием, ясным соподчинением частей, парадностью и торжественностью всей композиции. Восточный фасад Лувра подчинил себе все окружающее пространство. Именно восточный фасад Лувра стал главной частью всего огромного дворцового ансамбля.
Париж. Лувр, 1667 г., К. Перро. Восточный фасад
Париж. Лувр, 1667 г., К. Перро. Восточный фасад
    Трудно найти более яркий и совершенный пример французского классицизма 2-й половины XVII в. по богатству и выразительности форм, по пространственной организованности и пластической выразительности. Произведения классицизма 2-й половины XVIII в. — ортодоксально-рационалистические, кажутся холодными рядом с подобными творениями классицизма 2-й половины XVII в.
    Следует отметить, что, воздвигая свой фасад, Перро не посчитался с постройкой Лево. Фасад Перро на 15 м превысил реальную длину здания, что привело к необходимости возвести по южному фронту новую, чисто декоративную фасадную стену, которая, как ширмой, загородила со стороны Сены фасад постройки Лево. Это чрезвычайно характерно для приемов барокко и говорит о наличии общности между классицизмом XVII в. и барокко. Этот прием применил также Лево в коллеже Четырех Наций, заслонив декоративной свободно стоящей стеной, имеющей форму полукруглого фасада, прямоугольный корпус здания.
Париж. Коллеж четырех наций, 1668 г., Л. Лево
Париж. Коллеж четырех наций, 1668 г., Л. Лево. План всего комплекса и общий вид коллежа с собором
Париж. Дом Инвалидов
Париж. Дом Инвалидов. 2 — ротонда собора Инвалидов, 1674—1708 гг., Ж.А. Мансар, фасад
    Не менее важной в сложении облика «классического» Парижа явилась ротонда собора Инвалидов Ж.А. Мансара (1676—1708; отделку ротонды после смерти Мансара заканчивал до 1735 г. Робер де Котт). Либераль Брюан в сдержанных, сухих и тяжеловесных формах построил Дом военных инвалидов — крупнейшее из сооружений этого рода, великолепно продуманное функционально. Здание преобразилось с введением в этот ансамбль огромной купольной ротонды, ставшей еще одной высотной доминантой Парижа наряду с куполами церквей Валь-де-Грас и Сорбонны.
    Ясность композиции строго центричного объема, спокойная уравновешенность масс сочетаются в этом выдающемся произведении архитектора Ж.А. Мансара с торжественной приподнятостью образа. Мастер достиг этого, взяв элементы композиции церквей Сорбонны, Валь-де-Грас и коллежа Четырех Наций и по-новому соподчинив их в целом. Собор Инвалидов, увенчанный мощным золоченым куполом, царит над серыми зданиями Парижа.
Париж. Дом Инвалидов
Париж. Дом Инвалидов. 1 — часть Парижа с видом на Дом Инвалидов
Париж. Дом Инвалидов
Париж. Дом Инвалидов. 2 — ротонда собора Инвалидов, 1674—1708 гг., Ж.А. Мансар, план
    Ротонда собора Инвалидов имеет в плане квадрат, углы которого между ветвями креста образованы капеллами. Фасадная плоскость, закрывающая в церкви Сорбонны и Валь-де-Грас торцы ветвей креста, стала частью параллелепипедного основания, над которым возвышается барабан с куполом. Купол ротонды собора Инвалидов состоит из трех частей.
    Нижний купол имеет большое круглое отверстие, через которое виден второй параболический свод с росписью, подсвеченный из пазух нижнего свода. Верхний деревянный купол с фонарем диаметром 27 м венчает и покрывает всю систему. Необычайно эффектен пол центральной части ротонды, пониженный на 1 м. Желтые стекла в окнах создают внутри собора ощущение постоянного солнечного света. Внутреннее пространство этого сооружения строится на строгой соразмерности всех частей, в основу которых, как и в Лувре, положен единый модуль.
    Комплекс Дома Инвалидов вошел в планировку левого берега Сены, став в юго-западном углу его опорным ансамблем, как Люксембургский дворец, Пале-Рояль и Лувр на правом.
    Градостроительные работы в Париже в XVII в., хотя и изменили лицо города, но все же в целом он продолжал оставаться средневековым с беспорядочной застройкой, в которую были вкраплены в различных местах ансамбли отдельных регулярных площадей и крупных дворцов, изолированных от бурной жизни города и носящих парадно-представительный характер.
    При перепланировке других городов в средневековую сетку улиц, как и в Париже, вкдючались отдельные ансамбли, расширялись улицы. В больших провинциальных городах, как Тур, По, Таен, Дижон, Лион, Ренн, Монпелье и др., создавались мемориальные площади в честь короля.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому