Голландия XVI—XIX в. Культовая архитектура. Церкви Амстердам Южная, Северная, Восточная; Виллемштад Восьмигранная, Ренсоуде Реформатская, Харлем Новая
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Нидерландов > Архитектура Голландии конца XVI — первой половины XIX в.
Утверждение кальвинизма в Голландии в конце XVI в. как господствующей религии внесло изменения в культовую архитектуру. Базиликальная форма храма сменяется центрической, где в интерьере основной акцент придается не алтарю, а кафедре проповедника.
В отличие от пышных и театральных интерьеров католических церквей протестантские храмы с их планом в виде греческого креста, восьмиугольника или круга отличаются простотой форм и строгостью архитектурного облика.
Первая восьмигранная церковь (1597—1607) возникла в Виллемштаде. Тенденцией к центричности проникнута и Южная церковь в Амстердаме (1603—1611) с высокой колокольней (1607—1614) арх. Хендриха де Кейсера — трехнефный храм без хора, более короткий, чем обычно.
Расположение кафедры посередине храма повлекло за собой развитие его центральной части в поперечном направлении, пересекающем глубинный строй здания, вопреки традиционной композиции базиликального плана.
В Северной церкви в Амстердаме (1620—1623) де Кейсер решительно переходит к центрической крестообразной композиции, достигая единства между требованиями культа и архитектурно-пространственной формой. Вместо традиционной высокой башни над средокрестьем высится двухъярусная башенка. В членениях главного фасада господствует горизонталь.
Ясность архитектурной формы, отсутствие укрупненных деталей отличают это здание от более ранних построек. Здание приобретает светский характер. Лишь высокие окна с рисунком, напоминающим готический, надолго сохраняются в голландских храмах. Северная церковь в Амстердаме явилась прообразом целого ряда подобных построек.
Голландия XVI—XIX в. Протестантские церкви
1 — Виллемштад, Восьмигранная, 1597—1607 гг., план; 2 — Амстердам, Южная, 1603—1611 гг., с колокольней 1607—1614 гг., X. де Кейсер, план; 3 — Амстердам, Северная, 1620—1623 гг., X. де Кейсер, план; 4 — Ренсоуде, Реформатская, 1641 г., план, разрез; 5 — Харлем, Новая, 1645—1649 гг., Я. ван Кампен, план; 5 — Миддельбург, Восточная, 1647—1667 гг., Б.Ф. Дрейфхаут, план; 7 — Амстердам, Круглая, 1666—1668 гг., А. Дортсман, фасад, план, разрез
1 — Виллемштад, Восьмигранная, 1597—1607 гг., план; 2 — Амстердам, Южная, 1603—1611 гг., с колокольней 1607—1614 гг., X. де Кейсер, план; 3 — Амстердам, Северная, 1620—1623 гг., X. де Кейсер, план; 4 — Ренсоуде, Реформатская, 1641 г., план, разрез; 5 — Харлем, Новая, 1645—1649 гг., Я. ван Кампен, план; 5 — Миддельбург, Восточная, 1647—1667 гг., Б.Ф. Дрейфхаут, план; 7 — Амстердам, Круглая, 1666—1668 гг., А. Дортсман, фасад, план, разрез
Новый этап в развитии этого типа сооружения обозначился в храме г. Ренсуоде (1639—1641), где при крестообразном плане над кубом средокрестья был поставлен восьмерик с куполом и главкой. По плану и объемному строю этот храм тяготеет к церквам итальянского Возрождения XV—XVI вв. — Санта Мариа делле Карчери в Прато (арх. Джулиано да Сангалло) и Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано (арх. Антонио да Сангалло). Строгая гладь стен и отсутствие украшений при эффектном сочетании объемов характерны для этого храма.
В Новой церкви в Харлеме (1645—1649). Я. ван Кампена греческий крест в плане вписывается в квадрат, а квадрат средокрестия становится модулем построения всего плана. Последний явился исходным для ряда церквей, из которых Восточная церковь в Амстердаме (1669—1671, архитекторы Адриан Дортсман и Даниил Стальпарт) наиболее значительна.
Здесь угловые части, открываясь внутрь широкими арками, кажутся пониженными частями единого внутреннего пространства, связанные с основной частью ритмом оконных проемов и антаблементом ордера. Тектоническое значение угловых частей, воспринимающих распор перекрытия, подчеркнуто в материале: облицованные камнем арки и столбы контрастируют с гладью стены и в сочетании с мотивом большой арки придают величественность всему интерьеру.
Амстердам. 1 — Северная церковь, фасад; 2 — Восточная церковь, общий вид и интерьер