Архитектура Хорватии XVII—XVIII вв. Загреб Дворец Елачича, Церковь св. Екатерины. Дубровник Собор, Церковь св. Влаха
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Валахии, Молдавии, Трансильвании, Югославии, Болгарии и Греции > Архитектура Югославии (Словении, Хорватии, Боке Которской, Воеводине) XVII —первой половины XIX в.
Дворцы, сохраняя трактовку нижнего этажа как второстепенного, а второго как главного, стали больше и роскошней, чем раньше. Первый этаж иногда рустовался, второй выделялся сложными наличниками окон, членением пилястрами, большей высотой среднего ризалита, вмещавшего вход и большой зал, портиком входа, сложной формой аттика (архиепископский дворец в Загребе, встроенный после 1730 г. в южную сторону городских стен близ собора, дворец Оршич-Раух в том же городе, дворцы в Бистре и Вуковаре, 1790). Иногда (дворец Патачича в Вараждине, 1764) устраивались угловые эркера.
Загреб. Дворец Елачича, пристройка, начало XIX в., Б. Фельбингер
В 1-й половине XIX в. во дворцах сохраняются рустовка первого этажа и выделение второго наличниками окон, но все формы становятся проще. Иногда пилястры, членящие фасад, объединяют второй и третий этажи, или портики тоже большого ордера выделяют средний ризалит на фоне гладких стен. Это можно видеть в работах главного представителя классицизма в Хорватии Бартола Фельбингера (1785—1871) — дворцах Драшковича и Деметерфи и вестибюле старого дворца Магдаленича-Драшковича-Елачича в Загребе, епископском дворце в Крижевцах и др.
Зажиточные горожане, возводя свои дома, стремились подражать архитектуре дворцов. Второму этажу придавалось значение главного, хотя он членился более скромно: вместо пилястр — лопатками, да и въезд во двор обрабатывался проще. Иногда эти дома имели в первом этаже аркаду со стороны улицы или со двора. В Истрии и Далмации такие дома сохраняли традиционную венецианскую планировку с залом и лестницей посредине.
Более бедные горожане строили дома, связанные с хозяйственным двором, а в Приморье — с хозяйственными помещениями внизу и жильем на втором этаже, куда вела наружная лестница — «балатура».
В сельской жилищной архитектуре различались области деревянного (срубного) строительства в равнинных частях Славонии, Среме, Верхних Подравине и Посавине и Покупле, смешанного строительства (с каменным низом и деревянным верхом) в Горском Котаре, части Лики и на склонах гор Северной Хорватии и каменного строительства в Приморье (от Истрии до Боки Которской). Здесь строились одноэтажные дома со сложенными насухо стенами, прямоугольные или круглые в плане, и двухэтажные, подобные простейшим домам горожан.
Строительство общественных зданий в Хорватии стало более интенсивным с XVIII в. Если в XVII в. были построены городские управы на Каптоле в Загребе, Ровине и Риеке, городские лоджии в Задаре (1642) и на Блате в Корчуле (1700, арх. С. Форетич), перестроена в театр верхняя часть арсенала в Хваре (1612), то в XVIII в. помимо городских управ строились казармы (Осек, 1726 г.; Карловац XVIII—XIX вв.), гауптвахты (Осек, 1709) и школы (Бакар, 2-я половина XVIII в.).
В XIX в. строительство не приобрело широкого размаха. Для общественных целей приспособлялись дворцы (Драшковича и Кулмера в Загребе), а из немногих новых зданий можно отметить городскую управу в Самоборе (1824—1826, арх. Б. Фельбингер), театры в Загребе (1834) и Риеке (арх. А. Адамич) и товарные склады (Вуковар, Карловац, Сисак и др.).
Барокко в церковной архитектуре Хорватии насаждалось иезуитами, построившими в 1620—1632 гг. в Загребе церковь св. Екатерины — типичный для этого ордена зал с боковыми капеллами-нишами.
Подобные церкви были возведены в Вараждине (1642—1646) и Кастве, близкие к ним по конструкциям францисканские церкви — в Крапине (1644) и Самоборе (1733) и приходская церковь — там же (1671).
Загреб. Церковь св. Екатерины, 1620—1632 гг.
В это же время строится францисканская церковь в Славонском Броде (1723) с прямоугольным в плане помещением. Эта простая форма в церкви Марии Снежной в Бельце усложнена двумя боковыми капеллами, а в церквах св. Иеронима в Штригове (1738—1749) и св. Креста в Меджуморье превращена в триконх.
Создаются также церкви, вытянутые по продольной оси, с главой над алтарем (св. Марии в Загребе, 1740—1760-е гг.), церкви-ротонды (св. Троицы в Даруваре, 1764) и церкви, покрытые куполом, круглым (св. Варвары в Бедековчине, 1778) или эллиптическим (св. Магдалины близ Сиска, 1759—1765).
К западному фасаду обычно примыкают колокольня (церковь св. Терезы в Славонской Пожеге, 1763, и ряд церквей в Войной Крайне), а иногда и две колокольни (церковь св. Михаила в Осеке, 1725—1748, и упомянутые церкви в Штригове и близ Сиска). Наряду со строительством новых церквей в Северной Хорватии и Приморье ряд старых готических церквей и монастырей отделывают по образцу барочных.
Дубровник. Церковь св. Влаха, 1707—1715 гг., М. Гропелли
В Далмации в XVII—XVIII вв. церквей строилось мало. Лишь в Дубровнике после землетрясения 1667 г. было возведено несколько крупных храмов.
Все они проектировались итальянскими архитекторами: иезуитские церковь и коллегиум — Андреа Поццо (1699—1725), собор — А.Буффалини из Урбино (1672—1713) и церковь св. Влаха — М. Гропелли из Венеции (1707—1715). Архитектура первых двух сооружений близка римскому, а последнего — венецианскому барокко.
Классицизм в церковной архитектуре Хорватии сказался мало. Церквей в это время строилось немного, а более значительные замыслы (вроде проекта кафедрального собора в Джакове арх. Б.Фельбингера) остались неосуществленными.
Дубровник. Собор, 1672—1713 гг., А. Буффалини