Пьетро да Кортона. Рим, церкви. Санти Мартина э Лука, Санта Мариа делла Паче, Санта Мариа ин виа Лата - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Пьетро да Кортона. Рим, церкви. Санти Мартина э Лука, Санта Мариа делла Паче, Санта Мариа ин виа Лата

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Италии конца XVI- начала XIX в.
Напишем
    Пьетро да Кортона являлся в большей мере живописцем, чем архитектором. Им созданы великолепные декоративные росписи потолков и сводов в палаццо Питти и Веккио во Флоренции, в палаццо Барберини в Риме и др.
    Пьетро Берретини, прозванный Пьетро да Кортона (1596, Кортона — 1669, Рим), — один из крупнейших художников-декораторов и архитекторов барокко. Учился во Флоренции и (с 1612) Риме. Он начал деятельность в качестве живописца во Флоренции, где расписал залы дворцов Питти (около 1640) и Медичи (до 1647), а также своды многих церквей. Главные постройки в Риме: церковь Санти Мартина э Лука на Форуме (1635), фасад церкви Санта Мария делла Паче с маленькой пятигранной площадью перед ней (1656), церковь Санта Мария ин виа Лата (на Корсо, 1658—1662).
    Архитектурному творчеству Кортоны свойственно то же богатство пластики, рассчитанной на перспективное восприятие, которому подчинены его живописные иллюзионные построения.
    В Риме с именем Кортоны связаны три церкви. Наиболее ранняя из них — церковь Санти Мартина э Лука (около 1635 г.), на римском форуме, крипта которой (где захоронен прах самого Кортоны) построена на одном из помещений древнеримской Курии. Верхняя церковь, посвященная св. Мартину, имеет в плане форму греческого креста с сильно вытянутыми ветвями, завершающимися овальными апсидами. Средокрестье увенчано куполом на высоком барабане.
Рим. Церковь Санти Мартина э Лука, 1635 г., П. да Кортона
Рим. Церковь Санти Мартина э Лука, 1635 г., П. да Кортона. Планы (а — цокольный этаж; б — 1-й этаж), церковь со стороны римских форумов
    Приверженность барочных мастеров к чисто декоративным эффектам, зачастую несоответствующим действительной функциональной или структурной основе сооружения, нашла яркое проявление в этой церкви. Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения.
    Закругленный торец входной ветви получил лишь слабое выражение в пластическом выделении средней части, тогда как главное внимание мастера было, по-видимому, обращено на общую пластическую разработку этой декоративной фасадной плоскости, подчиненной сложному ритмическому распределению полуколонн и пилястр.
    Церковь Санта Мария делла Паче (1656) — наиболее знаменательное произведение Кортоны. Сама церковь была возведена почти на два столетия раньше, а в 1504 г. Браманте пристроил к ней монастырский дворик. Кортоне была поручена перестройка фасада и декоративная обработка интерьера (сводов и купола). Одновременно им была заново обстроена и маленькая площадь перед входом.
Рим. Санта Мария делла Паче, 1656—1657 гг. Пьетро да Кортона
Рим. Санта Мария делла Паче, 1656—1657 гг. Пьетро да Кортона
Рим. Церковь Санта Мария делла Паче, с конца XV в., фасад 1656 г., П. да Кортона
Рим. Церковь Санта Мария делла Паче, с конца XV в., фасад 1656 г., П. да Кортона. План (слева фрагмент плана второго яруса), чертеж фасада и своды
    Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. К главному входу ведет узкая улица, слева церковь и монастырь отделены от застройки еще более узким переулком, тогда как правый переулок оказался пересеченным возведенной Кортоной фасадной стеной, в которой был оставлен специальный проем, отвечающий симметрично расположенной слева двери, ведущей в монастырское помещение. Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче; за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка); правое же крыло является чисто декоративным добавлением.
    Организация фасада в целом очень сложна. Подчиняясь замыслу мастера, архитектурные массы приобретают податливость и как бы приходят в движение, вырываясь вперед в сквозном полукруглом колонном портике и фронтонной части над ним, отступая назад в боковых крыльях и еще более заглубляясь в криволинейных вогнутых очертаниях второго яруса. Раскрепованный, опирающийся по углам на раскрепованные колонны, фронтон кажется мастеру недостаточным для завершения церкви — в него вписан еще один криволинейный фронтон.
    Колонны полукруглого входного портика спарены. Поверхности стен нигде не оставлены гладкими: раскреповки, пилястры, трехчетвертные колонны собираются в группы; между ними в тело стены врезаются ниши, проемы получают дополнительные обрамления. Словом, весь мир ордерных форм, разработанный предшествующими поколениями зодчих, дополненный и преобразованный вдохновенной фантазией барочного мастера становится на службу новой эпохи, отвечая ее потребности в насыщенной, полновесной, напряженной и многословной архитектуре.
    Особенно характерна для барокко Рима маленькая пятигранная площадь перед церковью, созданная Кортоной. Фасад церкви господствует над лежащим перед ним небольшим пространством, которое, кажется, только затем и понадобилось мастеру, чтобы повыразительнее вылепить входную полуротонду, сделать более интригующим и привлекательным для зрителя сложное переплетение пластических построений фасада, повысить значение объема самой церкви, которая в ином случае могла бы слиться с застройкой, превратившись в обыкновенное, более или менее богатое завершение ведущей к ней улицы.
    Третья церковь Кортоны — Санта Мария аль Корсо (ранее — Санта Мария ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. В целом формы фасада строги, ордера кажутся более близкими к классическим, чем в первых двух церквах.
    Но глубокие портики, врезанные в плотное тело фасада, утяжеленные пропорции верхнего яруса, группы пилястр, собранные по углам среднего ризалита, антаблемент верхнего ордера, непосредственно переходящий в архивольт, обрамляющий арку в среднем уширенном пролете портика,— все эти элементы в целом создают облик храма, отличающийся чисто барочной выразительностью.
    Характерно для барокко и соотношение мощного, крупномасштабного фасада, как бы нависающего над прохожим, и относительно узкого пространства улицы.
Рим. Церковь Санта Мария ин виа Лата (на Корсо), 1658—1662 гг. П. да Кортона
Рим. Церковь Санта Мария ин виа Лата (на Корсо), 1658—1662 гг. П. да Кортона. Общий вид и входная лоджия
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому