Архитектура Латвии XVI—XIX в. Рига жилые дома; дома Рейтерна, Данненштерна. Рига церкви Иоанна, Реформатская - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Латвии XVI—XIX в. Рига жилые дома; дома Рейтерна, Данненштерна. Рига церкви Иоанна, Реформатская

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Эстонии и Латвии > Архитектура Латвии конца XVI — первой половины XIX в.
    Латвия, до середины XVI в. находившаяся под властью Ливонского ордена, после его распада отошла к Швеции, образовав герцогство Курляндское, а небольшая часть ее на юге вошла в состав Польши. В начале XVIII в. Латвия стала частью Российской империи. Все эти перемены по-своему отражались на развитии латвийской архитектуры.
Рига. Церковь Иоанна, пристройка, 1587—1589 гг. Интерьер
Рига. Церковь Иоанна, пристройка, 1587—1589 гг. Интерьер
    Поздняя готика в Латвии держалась до середины XVI в., когда появляются элементы ордерности, породившие в соединении со средневековыми приемами своеобразную архитектуру, предшествующую архитектуре изучаемой эпохи. Пример ее — пристройка, сделанная в 1587—1589 гг. к старой готической церкви Иоанна в Риге, когда эта доминиканская церковь, переданная латышскому лютеранскому приходу, стала тесной для него.
    Четыре тосканские колонны, несущие свод, делят здание на три нефа. Слегка стрельчатые арки, удлиненные кронштейны над колоннами и характер разбивки окон сближают интерьер пристройки с готическим интерьером церкви. Еще больше черт готики было в Троицкой церкви в Елгаве (1567—1615), имевшей такие же колонны и кронштейны под звездчатыми сводами, позволяющие думать, что автор обоих зданий — рижский мастер Фрезе.
    Из деревянных церквей XVI в. сохранились церкви в Крутее близ Лиепаи (1594), перестроенная в XVII и XIX вв., и в Вейцборне (1537). Последняя состоит из сеней, квадратного в плане основного помещения, покрытого двускатной крышей, и многогранного алтаря. Башни у нее нет, и колокол висит под навесом над входом. Церковь 1704 г. на берегу озера Усма, Кулдигского района, прямоугольный неф которой переходит непосредственно в граненый алтарь, покрыта уплощенным коробовым сводом, украшенным живописью.
    В архитектуре жилых домов рижских горожан также долго сочеталась средневековая композиция основного объема узкого, стоящего торцом на улицу здания с высоким щипцом с новыми чертами — симметричным размещением окон, ордерным порталом из тесаного камня и волютами, украшающими ступени щипца.
    Декорировка фасадов была довольно плоской, а рустовка иногда писалась красками (дом на улице Тиргоню, перестроенный в 1698 г.). С конца XVII в. такие дома стали располагаться длинной стороной по улице, что позволило шире применять на их фасадах ордер.
Рига. Жилой дом, 1646 г.
Рига. Жилой дом, 1646 г.
Рига. Дом Рейтерна, 1685 г., Бинденшу
Рига. Дом Рейтерна, 1685 г., Бинденшу
    Большой ордер был впервые применен в Риге арх. Бинденшу в 1685 г. в доме купца Рейтерна, портал которого украшен свободно стоящими колоннами.
    Там же, на улице Маршталю, в доме Данненштерна (1696) два плоских ризалита с фронтонами отмечают богатые порталы входов, а фасад украшен большим ордером.
Рига. Жилой дом, XVIII в. Обрамление внутреннего проема
Рига. Жилой дом, XVIII в. Обрамление внутреннего проема
    Высота крыши, вмещающей пятиэтажный чердак, в 1,5 раза превышает высоту фасада. Интерьеры таких домов не сохранились, и только резной деревянный портал, хранящийся в Рижском историческом музее, дает некоторое представление о их былом убранстве.
    Каменные порталы украшали и фасады амбаров, строившихся, как и раньше, торцом на улицу, в несколько этажей, с многоэтажным чердаком и вынесенным наружу воротом для подъема товаров.
Рига. Дом Данненштерна, 1696 г.
Рига. Дом Данненштерна, 1696 г.
    События начала XVIII в. не сразу сказались на архитектуре Латвии, уже имевшей свои традиции и своих мастеров. О связях латвийских построек XVIII в. с более ранними говорит рижская реформатская церковь (1731, арх. К. Мейнерт), где узкий средний ризалит западного фасада, прорезая аттик, сливается с башней, а мощные тосканские пилястры, продолженные раскреповками антаблемента и аттика, и высокие окна с каменными переплетами придают ей почти готический вертикализм.
    В сельских церквах Курземе (западная Латвия) черты барокко появились во 2-й половине XVII в. во внутреннем убранстве церквей в Едоле и Априки. Их однонефные помещения перекрыты сводами: церковь в Едоле — каменными, в Априке — деревянными с резьбой и росписью. Снаружи эти церкви очень просты. Их коренастые башни на западном фасаде и гладкие стены, прорезанные небольшими окнами, лишены декора. Церковь в Лестене (1704—1709) восемью столбами с пилястрами делится на три узких, но высоких нефа. Такой же, напоминающий готику вертикализм чувствуется и в интерьере Троицкой церкви в Лиепае (1758, арх. И. К. Дорн из Кенигсберга), где вместо столбов своды поддерживают высокие коринфские колонны.
Рига. Реформатская церковь, 1731 г
Рига. Реформатская церковь, 1731 г., К. Мейнерт. Фасад и план
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому