Милан, Театр Ла Скала. Турин, Площадь Витторио Венето. Неаполь, Церковь Санти Франческо э Паоло, Театр Сан Карло. Рим, Пьяцца дель Пополо - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Милан, Театр Ла Скала. Турин, Площадь Витторио Венето. Неаполь, Церковь Санти Франческо э Паоло, Театр Сан Карло. Рим, Пьяцца дель Пополо

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Италии конца XVI- начала XIX в.
Напишем
    Одним из наиболее значительных представителей классицизма в итальянской архитектуре был Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Он был сперва учеником, а затем (с 1765) помощником Ванвителли на постройке дворца в Казерте и позднее в Милане. В Милане Пьермарини возвел палаццо Реале (с 1769), Бельджойозо (1781) и здание театра Ла Скала (1776—1778). Он строил также в Мантуе и Монце.
Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини
Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини
    В начале XIX в. в Италии был осуществлен ряд градостроительных начинаний крупного масштаба. В Милане, который стал столицей созданного французами «Итальянского королевства» (1805—1814), в сторону реки проектировался Форум Бонапарте (с 1801), были построены Арена, вмещающая 30 тысяч зрителей (с 1806, арх. Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (1806—1838, Л. Каньола), Порта Нуова (1810, арх. Цанойя) и др.
    В Турине улица По и площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле) были обнесены портиками. На другой стороне реки Ф. Бонсиньоре возвел церковь Гран Мадре ди Дио (1818—1831), классицизирующий вариант композиции римского Пантеона. Форму ротонды, но с монументальной полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой к королевскому дворцу, получила церковь Санти Франческо э Паоло в Неаполе (1817—1846, арх. П. Бьянки).
Турин. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре
Турин. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади, общий вид в сторону реки
Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817—1846 гг., П. Бьянки
Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817—1846 гг., П. Бьянки
    Другая неаполитанская постройка этого времени — театр Сан Карло, начатый еще Фугой и Медрано, но отстроенный после пожара 1816 г. арх. Никколини, которому принадлежит монументальный пятиарочный фасад, увенчанный портиком.
Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини
Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини
    Памятником классицизма в Милане является церковь Сан Карло Борромео, завершенная большим барабаном и куполом (1836—1847, арх. К. Амати).
    В эту пору монументальный антикизирующий облик придается все новым сооружениям, даже таким чисто утилитарным, как резервуары в Ливорно (П. Поччанти).
    Наиболее значительное по своим художественным достоинствам градостроительное мероприятие связано с именем Дж. Валадье, который закончил пл. дель Пополо.
    Джузеппе Валадье (1762, Рим — 1839, Рим) учился у отца — ювелира Луиджи Валадье и в Академии ди Сан Лука в Риме. Ездил в Северную Италию (1781), Францию (1785), Сицилию (1798—1800). С 1814 г. назначен главным архитектором Ватикана и Рима, преподавал в Академии ди Сан Лука (1821—1837), участвовал в археологических работах и публикациях. Издал учебник по архитектуре в пяти книгах. Главная работа: реконструкция площади дель Пополо и терраса Пинчо в Риме (1816—1820). Реставрационные работы: арка Тита в Риме, арка в Римини.
    Новая овальная форма придала площади дель Пополо ярко выраженную поперечную (по отношению к лучевым улицам) ось и резко изменила ее характер; из динамического пункта схождения (или расхождения) нескольких улиц площадь превратилась в гармонически завершенное, вполне уравновешенное открытое пространство, доминирующее над вливающимися в нее улицами. Низкие парапеты полукруглых рамп четко ограничили пространство площади, однако не замыкали ее. Вместе с тем была оформлена и поднимающаяся над площадью, раскрытая на город терраса Пинчо, а затем разбиты регулярные сады над ней.
Рим. Пьяцца дель Пополо, 1816—1820 гг., Дж. Валадье
Рим. Пьяцца дель Пополо, 1816—1820 гг., Дж. Валадье
1 — вид на площадь с подъема на Пиняо; 2 — вид в сторону Корсо на церкви Санта Мариа ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.), К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана; 3 — вид на Порта дель Пополо; 4 — план площади
    Во Флоренции градостроительные работы развернулись в годы кратковременного превращения ее в итальянскую столицу (1865—1868). В этот период архитектор Поджи создал площадь Кавур, полукольцо магистралей на месте городских укреплений и проложил извивающуюся по холмам Виале деи Колли.
    Все эти преобразования явились лишь преддверием более серьезных изменений в городской застройке, последовавших во 2-й половине XIX в. вместе с развитием промышленности, быстрым притоком в города населения, нуждавшегося в массовом жилище, с появлением механизированного транспорта, прокладкой инженерных сетей и совершенствованием всего городского благоустройства.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому