Варшава Церковь Кармелитов, Лютеранская церковь, Дворец Сташица, Польский банк, Большой театр. Пулавы Храм Сивиллы
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Польши и Литвы > Архитектура Польши XVII — начала XIX в.
В связи с развитием в Польше городов возникают нового типа жилые дома и ратуши в формах классицизма, как, например, в Седльце (около 1780, арх. Станислав Завадский), Коцке (до 1784, арх. Д. Мерлини), Блоне (1782, арх. Д. Мерлини), в районе Лешно в Варшаве (1785, арх. Ш. Цуг). Ратушу в Люблине в 1787 г. и верх башни Познаньской ратуши перестраивал арх. Д. Мерлини.
Развитие путей сообщения вызвало строительство дорожных станций — «заездов», состоящих из гостиницы и обширной конюшни с каретным сараем (заезды «Деканка» и «Подорлом» в Варшаве). Строились здания научных учреждений и учебных заведений. В Кракове сооружено здание астрономической обсерватории (1788, архитекторы Завадский, Радваньский). Перестроено здание Коллегиум Нобилиум (1785) в Варшаве; в Тшемешне построена бурса (1773).
В Варшаве и Каменце возведены крупные комплексы казарм (арх. Завадский). В Варшаве построены театр на площади Красиньских (1779, арх. Солари), театр в так называемой «Помаранчарне» (1786—1793, арх. Мерлини) и Летний театр в Лазейках (1790—1793, арх. Мерлини).
Варшава. Церковь Кармелитов, 1777—1789 гг., Е. Шрёгер
Новые веяния проникают и в церковную архитектуру, где до конца XVIII в. господствовал барокко. Но общий объем культового строительства значительно уменьшился. Часто во время перестройки церквей элементы классицизма перемешивались с барочными (фасады церкви Кармелитов в Варшаве, 1777—1789, арх. Шрёгер; Познанский собор, 1772—1789, архитекторы Шрёгер и Солари).
Фасады церкви св. Анны в Варшаве (1788, архитекторы П. Айгнер и Потоцкий) решены в палладианских формах. Башни собора в Гнезне и церкви в Туме под Ленчицей арх. Шрёгер надстроил еще в духе барокко.
Выделяется оригинальностью лютеранская церковь, построенная в Варшаве в 1777—1779 гг. арх. Ш. Цугом. Круглое здание с четырьмя выступами и портиком с фронтоном, перекрытое куполом с фонарем, простое и суровое, принадлежит к новаторским сооружениям того времени. Центрический план имеет церковь в Скерневице (1781, арх. Е. Шрёгер), а в конкурсе на храм Провидения с участием лучших польских архитекторов почти все проекты предусматривали подобное решение. Наряду с этим продолжалось строительство церквей зального типа и многоугольных в плане (Кернозин, Петрикозы, Радеевице). К числу сооружений строгого классицизма с монументальной колоннадой на фасаде принадлежит церковь в Кшижановице (1783—1787, арх. Завадский).
Варшава. Лютеранская церковь, 1777—1779 гг., Ш. Цуг. План
Война с Россией и Австрией в конце XVIII в. и внутренние беспорядки, закончившиеся третьим разделом польского государства в 1795 г., стали причиной больших трудностей, углубившихся в годы наполеоновских войн. Группа варшавских архитекторов распалась, и до 1815 г. они работали главным образом в провинциальных усадьбах. Дворцы в них строились обычно двухэтажными, с портиком и фронтоном; в центре здания часто помещался круглый или овальный зал (Бейсце, Павловице, Нездов, Гестков, Колачкове и др.).
Пулавы. Храм Сивиллы, 1798—1801 гг., Айгнер
Портики с фронтонами часто возводились и у одноэтажных домов (Слешин, Петрики, Халчув и др.), равные по высоте дому или в виде галереи вдоль всего фасада (Могильница, Рожнов и др.). В резиденции Чарторысских в Пулавах арх. П. Айгнер построил дворец Маринки, близкий Дворцу на воде в Лазенках, и павильоны в пейзажном парке, напоминающие античные постройки, как храм Сивиллы (1798—1801), или своеобразно трактованные готические (Готический домик, 1809).
В Пулавах Айгнер построил и церковь-ротонду с портиком (1803). В этот период в ряде имений закладываются пейзажные парки с павильонами, руинами, амфитеатрами, акведуками и т.п. Наиболее интересен из сохранившихся до наших дней — парк в Аркадии около Ловича (заложен в 1780).
После венского конгресса (1815) на территории так называемого Царства Польского, несмотря на политический гнет, возникли сравнительно благоприятные условия культурного и экономического развития. Росла промышленность, развивались города, возникали новые промышленные центры — Лодзь, район Кельцы и города Домбровского угольного бассейна. Развитие мелкой промышленности вызвало наплыв населения в города, что привело к расширению жилищного строительства в них. Возникает многоквартирный тип жилого дома, в котором квартиры сдаются внаем. В промышленных районах строятся рабочие поселки, обычно состоящие из типовых деревянных зданий, упрощающихся и обедняющихся по мере роста количества рабочих.
Планы реконструкции городов и проекты новых промышленных центров все еще следуют старым традициям: осевой системе плана, радиальным улицам, круглым, полукруглым и многоугольным площадям. По такому типу построены города Лодзь, Озорков, Бялогон и другие промышленные центры, города и поселки. Много внимания уделялось композиции промышленных зданий, проектируемых чаще в классических формах, иногда в готике. Для них, а также для жилых домов для рабочих, почтовых станций и заездов и даже для церквей выпускались типовые проекты (альбомы Айгнера).
С развитием капитализма аристократия и помещики переселяются из городов в загородные имения, а в их дворцах размещаются административные учреждения, причем изменяется их архитектурный облик. Возникает новый тип административного здания в строгих классических формах с портиком, часто поднятым на рустованных арках.
Этот тип, появившись еще в Варшавском герцогстве (1807—1815), распространился в 20—30-е гг., а окончательно сформировался в творчестве архитектора А. Корацци, начавшего свою деятельность в Польше в 1818 г. постройкой здания Общества друзей наук в Варшаве, или, как его называют, дворец Сташица. Оно имеет купол и колоннаду над аркадами первого этажа, но наличие боковых ризалитов со сдвоенными колоннами еще говорит о влиянии барокко.
Варшава. Дворец Сташица, 1818—1823 гг., А. Корацци
В перестроенных Корацци в административные здания дворцах Мостовских, Лещинских, Огинских и др. элементов барокко уже нет. В здании Казначейства (1824) Корацци соединил несколько прежних дворцов в одно целое и дополнил их новым зданием Польского банка (1825), где двухэтажные аркады окружают большой купольный круглый зал.
Варшава. Польский банк, 1825 г., А. Корацци
Крупнейшее произведение Корацци — здание Большого театра в Варшаве, одного из самых больших в Европе того времени (1825—1833). Театр возведен на месте снесенного дворца Маривилла, причем флигель с колоннадой, построенный в 1820 г. по проекту арх. Айгнера, Корацци включил в виде крыла главного здания театра, а с другой стороны построил точно такое же крыло, создав крупный ансамбль во всю длину площади. Центральная часть здания украшена большой колоннадой над аркадой (позднее к ней был пристроен портик с колоннами).
Варшава. Большой театр, 1825—1833 гг., А. Корацци
Новые постройки и перестройка прежних изменили облик Варшавы, в котором начала преобладать архитектура классицизма, особенно на новых улицах. В этом стиле строились административные и хозяйственные здания: бани, склады, гауптвахты и городские заставы (1816—1818, арх. Я. Кубицкий). Строятся или перестраиваются в классических формах ратуши в Ловиче, Лодзи, Коло, Конине, Калише, Плоцке, Александрове и других городах. В тех же формах с колоннадами строят городские дома, заезды, торговые ряды (Сохачев, Гура Кальвария).
На польской территории, попавшей под австрийское господство, экономическое положение не благоприятствовало строительству. В Кракове лишь фасады нескольких домов были перестроены в формах классицизма — без колоннад и портиков. То же относится и к территории, попавшей под власть Пруссии. Прусское правительство сознательно тормозило индустриализацию страны и строительство.
Церковное зодчество потеряло ведущую роль в развитии архитектуры уже в конце XVIII в., а в начале XIX в. строительство церквей еще более сократилось. В Варшаве в это время построены церковь св. Александра (1818—1825, арх. Айгнер), ротонда с двумя портиками. Несколько небольших церквей было построено по типовым проектам Айгнера.
Преобладающее место в строительстве занимают в это время светские общественные здания. Время существования Царства Польского было периодом больших изменений и замыслов, которые должны были привести к осуществлению идей века Просвещения.