Рим. Церковь Санта Сусанна, Собор св. Петра, Площадь св. Петра, Палаццо Барберини. Карло Мадерна
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Италии конца XVI- начала XIX в.
Характер самостоятельного творчества Мадерна впервые проявляется в фасаде церкви Санта Сусанна, которая была как раз закончена в основных частях к 1605 г. При общем сходстве композиции с фасадом церкви Иль Джезу фасад Санта Сусанна отличается усиленной пластикой.
В первом ярусе двухъярусной композиции применены колонны, хотя и связанные со стеной, но воспринимающиеся как отдельно стоящие благодаря подрезке стены вдоль стволов. Впервые применена здесь балюстрада над фронтоном портала; она подчеркивает общую устремленность фасада ввысь, создаваемую группировкой сильных вертикальных элементов.
Рим. Церковь Санта Сусанна, с 1605 г., К. Мадерна
Вторая церковь (Санта Мариа делла Витториа) построена Мадерной в 1605 г. Но здесь мастеру принадлежит лишь интерьер, величественный, несмотря на небольшие размеры церкви. В фасаде, который был закончен в 1620 г. арх. Дж. Б. Сориа, снова применены пилястры; остались лишь общее построение и введенная Мадерной венчающая балюстрада.
Мадерне принадлежала решающая роль в завершающем этапе строительства собора св. Петра — этого грандиознейшего начинания Ренессанса, потребовавшего более столетия для своего окончания. Добавив две ячейки к восточной (входной) ветви собора и замкнув торцы главного и боковых нефов своего рода нартексом — просторным, но сильно вытянутым парадным вестибюлем, Мадерна закрепил компромиссное решение, окончательно превратившее задуманную Браманте и осуществленную Микеланджело центрическую композицию в базиликальную, более соответствующую требованиям католического культа.
Перекрытый кессонированным цилиндрическим сводом продольный неф собора, масштабы которого и устремленность ввысь (высота более 30 м при относительно небольшой ширине) были предопределены Микеланджело,— самое грандиозное решение проблемы этого рода на итальянской почве. Заслугой Мадерны является раскрытие нефа в ширину, достигнутое им благодаря хорошо найденным соотношениям пилонов и арок, отделяющих главный неф от боковых, и введением капелл, уводящих еще далее взгляды зрителей.
Это сложное пространственное построение, подводящее зрителя к доминанте всей композиции — ярко освещенному, устремляющемуся ввысь подкупольному пространству, вполне соответствует новой барочной трактовке развертывающегося в глубину церковного интерьера.
Рим. Собор св. Петра, 1607—1617 гг., К. Мадерна. Главный фасад
Рим. Площадь св. Петра, 1657—1663 гг., Л. Бернини
вид с воздуха
вид с воздуха
Мадерне принадлежит и главный фасад собора, право на строительство которого им завоевано в результате конкурса (1607), в котором, кроме него, принимали участие Понцио, Фонтана, Райнальди, Дозио и др. Обработанный колоссальным ордером и увенчанный тяжелым аттиком фасад развернут по горизонтали. Его длина, составляющая 115 м (при высоте 45 м), значительно увеличена против основных размеров входной ветви соборного плаца, так как уже за пределами этих габаритов к нартексу предполагалось добавить две фланкирующие колокольни; колокольни не были построены возможно из-за слабости фундаментов, но соответствующие им ризалиты фасада были возведены. Безрезультатно окончились и последующие намерения построить их (одна колокольня была построена Бернини в 1641 г. и через семь лет снесена), связанные с попытками исправить неудачное впечатление, производимое фасадом Мадерны.
Рим. Площадь св. Петра, 1657—1663 гг., Л. Бернини
собственноручный рисунок мастера
собственноручный рисунок мастера
Рим. Площадь св. Петра, 1657—1663 гг., Л. Бернини
фрагмент колоннады
фрагмент колоннады
Рим. Площадь св. Петра, 1657—1663 гг., Л. Бернини
фрагмент фасада собора
фрагмент фасада собора
Основная ошибка, по-видимому, определяется масштабностью. Дело в том, что размеры фасада настолько значительны, а членения настолько крупны, что действительная величина этой огромной кулисы, скрывающей богатые пластические формы собора, не воспринимается зрителем.
Рим. Площадь св. Петра, 1657—1663 гг., Л. Бернини
общий вид площади и собора
общий вид площади и собора
Лишь непосредственное сравнение крошечных людских фигурок, кажущихся букашками у подножия мощных стволов колонн, позволяет оценить действительные размеры фасада. Впечатление, производимое фасадом, было лишь впоследствии улучшено изобретательным Бернини, при сооружении им знаменитой колоннады, окружающей соборную площадь. Пока же продолжались работы по украшению интерьера собора, который был освящен в 1626 г.
Удлинение нефа собора и возведение фасада снизило в значительной мере и влияние купола на окружающее собор пространство. Если, в целом, в городе купол безусловно главенствует, если на подходах к собору еще можно говорить о том, что фасад образует для купола достойный постамент, то с более близких точек (500—700 м) и непосредственно с площади купол скрывается за фасадом и его художественное воздействие здесь пропадает. Колоннады Бернини решительно изменили всю композицию.
Рим. Палаццо Барберини, с 1624 г., К. Мадерна, Ф. Борромини, Л. Бернини
1 — планы этажей: а — 1-й этаж, б — 2-й этаж (средняя часть); 2 — центральная часть главного фасада; 3 — общий вид со стороны сада; 4 — центральная часть садового фасада
1 — планы этажей: а — 1-й этаж, б — 2-й этаж (средняя часть); 2 — центральная часть главного фасада; 3 — общий вид со стороны сада; 4 — центральная часть садового фасада
В области культового зодчества Мадерне принадлежат еще две работы: им возведены купола двух церквей — Сант Андреа делла Валле (начата Оливьери в 1591 г., фасад закончен Райнальди в 1664 г.) и Сан Джованни деи Фиорентини. Однако к общей композиции этих церквей мастер не имел отношения.
Характер творчества Мадерны как архитектора, подготовившего почву к великолепному расцвету римского барокко, с наибольшей ясностью, пожалуй, проявился в его последней работе — палаццо Барберини, которое мастер начал в 1624 г., за три года до смерти и которое было продолжено его молодым племянником Борромини, а затем Бернини. В задуманном Мадерной плане сочетаются элементы богатого городского дворца и пригородной виллы.
Средняя часть фасада, раскрытая аркадами, заглублена. Сильно выступающие боковые крылья образуют курдонер — открытый в сторону улицы парадный двор, впервые появившийся в дворцовой архитектуре. Внешний облик дворца, его пространственное построение и интерьеры, а также пандус, круто поднимающийся в глубину участка и завершенный нишей со скульптурой, характерны уже для развитого барокко.