Архитектура Швейцарии XVII—XIX в. Рарон Дом Ротена. Бриг Замок Штокальпер. Цюрих Ратуша. Обераах Дом суда Хёберлихауз - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Швейцарии XVII—XIX в. Рарон Дом Ротена. Бриг Замок Штокальпер. Цюрих Ратуша. Обераах Дом суда Хёберлихауз

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Германии и Швейцарии > Архитектура Швейцарии XVII— первой половины XIX в.
Схематическая карта Швейцарии
Схематическая карта Швейцарии
    Расположение Швейцарии у горных перевалов, в местах прохождения торговых путей, обеспечило высокое благосостояние страны. В 1-й половине XVII в. подъему строительства способствовал также нейтралитет края в Тридцатилетней войне. Однако географическая обособленность и средоточие основных торговых потоков у берегов Атлантического океана привели к устойчивой на протяжении рассматриваемого периода (за исключением рубежа XVIII — XIX вв.) стабилизации раздробленности страны, к ослаблению влияния на строительное искусство Швейцарии общеевропейской архитектуры и сохранению народных традиций.
    Особенно устойчивым оказалось гражданское строительство. Новые черты в богатой и своеобразной архитектуре жилища рядового бюргера и крестьянина появились лишь в декоративных деталях. Тип бюргерского дома, обращенного торцом к улице, с аркадами в первом этаже сохраняется до XVIII в. После 1700 г. среди богатых домов бюргеров и дворян появляются строго осевые композиции, близкие четким планам французских отелей (отели в Женеве, Базеле, Берне, Цюрихе).
Рарон. Дом Ротена, 1702 г. Общий вид
Рарон. Дом Ротена, 1702 г. Общий вид
    Регулярным становится расположение помещений, фасады получают симметричное построение с выделенной центральной частью. Особую роль играют открытая, выступающая перед фасадом лестница и балкон, украшенные коваными железными решетками. В городских дворцах боковые флигеля образуют перед зданием парадный двор.
    Дома небольших поместий продолжают следовать богатому крестьянскому «единому» дому как в общей огранизации помещений, так и в наружном облике здания.
    Центром крупного поместья в течение XVII в. продолжает оставаться следующий заветам Ренессанса укрепленный замок (замок Штокальпер в Бриге, 1641—1647). Лишь к исходу XVII в. замки утрачивают черты оборонных сооружений и превращаются в загородные резиденции, (наиболее ранний пример — замок Кастельн в Альберсвиле, 1682).
Бриг. Замок Штокальпер, 1641—1647 гг. Общий вид и план
Бриг. Замок Штокальпер, 1641—1647 гг. Общий вид и план
    Строение приобретает черты городского дворца: вначале барочного, а в 50-х гг. XVIII в. — дворца рококо, особенно примечательного скругленными углами, тонким и изящным декором, виртуозными металлическими решетками — изделиями знаменитых швейцарских мастеров (дом «К короне», Цюрих, 1759—1770, арх. Давид Морф). Здание расчленено на центральный корпус и два боковых флигеля, иногда образующих курдонер со стороны въезда. Примыкающий регулярный парк, центральная аллея которого ведет к садовому порталу дворца, украшают террасы со статуями и павильоны.
    Крестьянские дома в отличие от остальной Европы весьма близки городским жилым домам. Новые черты широко проявляются в этих типах построек. Вводятся барочные формы во фронтоны домов, широко применяются кованые решетки на окнах. Внутренняя отделка изобилует барочными деталями. В дальнейшем деревянная резьба приобретает более тонкие очертания орнамента рококо, которое держится здесь до 30-х гг. XIX в.
    Классицизм, развившийся как реакция против рококо, проникает в архитектуру в 70-х гг. XVIII в. Рядовые бюргерские дома, в основе своей имеющие, как и в течение всего XVIII в. средневековый дом, снабжаются треугольными фронтонами вместо щипцов и плоскими пилястрами на углах. Подобная организация фасада рядового дома прослеживается до середины XIX в.
    Общественные сооружения. Насыщенная и разнообразная экономическая и общественная жизнь страны вызвала широкое строительство ратуш, цеховых домов, домов торговых фирм, цейхгаузов, а с конца XVIII в. — гауптвахт, таможен, приютов, больниц, библиотек, театров.
    Ратуши до конца XVIII в. в общем повторяют тип ратуши готики и Ренессанса: в первом, снабженном аркадами этаже находятся лавки; в верхних этажах — большой зал для празднеств, залы заседаний и суда; на чердаке — тюремные камеры. В XIX в. ратуши начинают целиком служить административным целям.
    Архитектура ратуш больших городов почти в течение всего XVII в. и до 50-х гг. XVIII в. следует формам городских дворцов итальянского Ренессанса (ратуша в Люцерне, 1599—1606; ратуша в Цюрихе, 1694—1698). Местный колорит зданиям придают высокие крыши.
    В 60-х гг. XVIII в. ратуши подражают загородным дворцам рококо (ратуши в Дельсберге и Бишофцелле). В период классицизма (с 70-гг. XVIII в.) за образец для фасадов берутся античные памятники в их французской интерпретации (ратуша в Неунбурге, 1784—1790, арх. Пьер Адриен Пари).
    Ратуши и суды небольших поселкового типа городов уподобляются крестьянским и бюргерским домам (ратуши в Штекборне, 1667 и в Зарнене, 1728; дом суда в Бургау — Флавиле, 1632; Хёберлихауз в Обераахе, 1711).
Цюрих. Ратуша, 1694—1698 гг. Общий вид и план
Цюрих. Ратуша, 1694—1698 гг. Общий вид и план
Обераах. Дом суда Хёберлихауз, 1711 г.
Обераах. Дом суда Хёберлихауз, 1711 г.
    Здесь в большей степени, чем в зданиях больших городов, проявляются черты национального своеобразия, выражающиеся в конфигурации дома и отдельных частях (высокие крыши, наружная открытая лестница, а в фахверковых зданиях — черный орнамент на побеленных кусках стен между красным фахверком и богато расписанные ставни). До XVIII в. постройки часто украшались фресками.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому