Уппсала Университетская библиотека. Остров Фресе Деревянная звонница. Худиксвалль Церковь. Нючепинг Ратуша
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Скандинавии > Архитектура Швеции второй половины XVII — первой половины XIX в.
В конце XVIII в. начал пробиваться французский «ампир», зачинателем которого в Швеции был французский архитектор Жан Луи Депре (1743—1804).
Депре составлял по заказу короля проекты гражданских зданий и ансамблей, из которых самым известным является проект роскошного дворца Хага, выполненного в античном духе. Это здание, начатое в 1788 г., так и не было завершено. В г. Гётеборге работал в то время С.В. Карлберг (1745—1814), который построил дворцовую усадьбу Гуннебо — типичный для того времени шведский загородный дворец. Наряду с дворянством заказы архитекторам стали давать купцы, владельцы мануфактур, заводов. Началась культура крупных усадьб.
После 1792 г. наступил заметный застой в шведском зодчестве. Только начиная с 1820 г. снова активизировалось строительство ряда общественных зданий в формах лаконичного, но монументального шведского ампира. К ним относятся здание Университетской библиотеки (1819—1826) в г. Уппсала (арх. К.Ф. Сундваль, 1754—1831) и госпиталь стокгольмского гарнизона (арх. К.Г. Гьервель, 1766—1837).
Уппсала. Университетская библиотека, 1819—1826 гг., К.Ф. Сундваль
Особенно строгой и спартанской является архитектура стокгольмских казарм, лишенная всякой орнаментики. Автор казарм арх. Фредерик Блом (1781—1853) проектировал также церковь Скепсхольмскирке в Стокгольме, которая представляет собой миниатюрную копию Пантеона, а также загородный дворец Розендаль около Дюргорден. В последнем прекрасно оформлены интерьеры, которые можно считать лучшим образцом стиля Карла Юхана, т.е. шведского ампира.
Характерны для шведского народного зодчества XVII—XVIII вв. деревянные звонницы, часто сооружаемые рядом с сельскими церквами. Такие звонницы нашли применение еще в средних веках, но, начиная с XVII в., они приобретают барочные формы.
В провинции Емтланд и прилегающих к ней районах в конструкцию звонницы обычно входили восемь деревянных наклонных столбов, образующих восьмигранную башенку, завершаемую шпилем с луковичным основанием. Снаружи столбы и крыша покрывались фигурным гонтом. Одна из наиболее красивых звонниц такого типа сохранилась на высоком холме острова Фресе на озере Стуршьен (1754).
Остров Фресе на озере Стуршьен. Деревянная звонница, 1754 г.
Худиксвалль. Церковь, 1672 г. (восстановлена в 1715 г. после пожара)
Некоторые памятники архитектуры XVII—XVIII вв. провинциальных городов Швеции отражают типично шведские черты архитектуры в большей степени, чем столичные сооружения, например церковь в Худиксвалле, построенная в 1672 г. и восстановленная после пожара в 1715 г.
Гладкие белые стены башни церкви, прорезанные небольшими арочными проемами, завершаются красивой по силуэту барочной крышей с круглыми часами. Крыша переходит из четырехгранного основания в восьмигранник и завершается шпилем с луковичными утолщениями.
Другой типичный пример шведской провинциальной архитектуры начала XVIII в.— ратуша в г. Нючепинге (1720).
Простой четырехугольный объем этого двухэтажного здания с фасадами, расчлененными плоской рустованной аркатурой, завершается мансардной черепичной крышей, украшенной барочной башенкой с изящной ротондой.
Нючепинг. Ратуша, 1720 г.
В середине XIX в. в городах Швеции, как и во многих городах Европы, наступил период историзма, подражания историческим стилям всех стран и всех времен. В 20-х годах XX в. многие крупные архитекторы снова вернулись к классическим формам античности, но этот неоклассицизм был фактически последним отзвуком историзма.