Дворцы Братислава примаса, Кошице Форгача, Дольня Крупа. Баньска Быстрица Протестантская церковь
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Австрии, Чехии, Словакии и Венгрии > Архитектура Словакии XVII—начала XIX в.
Развитие классицизма в Словакии имело свои особенности, обусловленные, тем, что носителем передовых идей этого времени было здесь преимущественно венгерское среднее дворянство, непоследовательное как в проведении буржуазных реформ, так и в национальном вопросе. Поэтому в Словакии развитие капиталистических форм хозяйства, просвещения и рационалистического мировоззрения совпало с национально-освободительным движением, что обеспечило классицизму более быстрое и широкое распространение по сравнению с барокко.
Братислава. Дворец примаса, 1778—1781 гг., М. Хефеле
В таких условиях классицизм на раннем этапе его развития («Терезианский классицизм» 1770—1790-х гг.) сказался прежде всего на стилистической стороне пока что старых типов зданий: дворцов, административных зданий и церквей Западной Словакии («Терезианум» в братиславском кремле, 1761—1768, арх. А. Гиллебрандт; братиславские дворцы Аспремонте, 1770; Сзаки, 1775; губернаторский дом, 1780 и магистрат в Кошице).
Типичен для этого времени дворец примаса в Братиславе (1778—1781, арх. М. Хефеле) — здание с внутренним двором, фасадом, расчлененным коринфскими пилястрами, мощным фронтоном среднего ризалита и интерьерами еще в формах рококо.
Лишь на втором этапе развития классицизма (конец XVIII — 1-я четверть XIX в.) происходят заметные изменения в архитектурной тематике сооружений и облике городов. Появляются новые типы жилых и общественных зданий, театры, школы, гостиницы, курортные постройки и т.п. Города расширялись за пределами подвергающихся сносу старых городских стен и валов, на месте которых разбивались новые кварталы, улицы и площади (площадь Гвездослава в Братиславе), скверы, а иногда и парки пейзажного типа; повышалось благоустройство городов.
Классицизм, сдержанный и строгий, господствовал в новых постройках, и даже недавно построенные барочные здания перестраивались в новом стиле. Доходные дома рубежа XVIII и XIX вв. обычно были двухэтажными с внутренним двором и балконом, ведшим в квартиры второго этажа (дом на Паненской ул., 9 в Братиславе, 1798). Простая, уравновешенная архитектура этих домов придавала улицам спокойный и гармоничный вид. Такие дома строились и в других городах (Кошице, Левоче, Прешов) и даже в крупных селах (Орава, Липтов).
В композицию городских дворянских особняков вводились колоннады, в строительстве использовались более дорогие отделочные материалы (дворцы Десёфи, 1800, и Форгача, 1820, в Кошице).
Кошице. Дворец Форгача, около 1820 г.
Похожи на них по плану и внешнему виду административные здания (губернаторский дворец в Левоче, 1830-е годы, арх. А. Поволный) и так называемые «редуты», совмещавшие функции трактиров, гостиниц, театров и залов общественных собраний (Елшава, 1810; Кежмарок, 1818). К этому же времени относятся здания театров в Трнаве, Баньской Быстрице и некоторых усадьбах, например в Глоговце (1802).
Баньска Быстрица. Протестантская церковь, 1800—1807 гг., М. Поллак
Церковное строительство в описываемую эпоху было незначительным по сравнению с периодом барокко. К тому же в конце XVIII — начале XIX в. в Словакии, как и во всей Австро-Венгрии, было упразднено много монастырей. После указа о веротерпимости 1781 г. несколько оживилось строительство, протестантских церквей, наиболее интересная из которых была построена в 1800—1807 г. в Баньской Быстрице арх. М. Поллаком, занявшим позднее видное место в венгерской архитектуре. Она имеет крестообразный план и идущую по эллипсу колоннаду внутри, поддерживающую хоры. Церковь украшена портиком и завершается куполом. Подобные церкви были построены в Кошице (1820), Левоче (1823—1827, арх. А. Поволный) и других городах.
Дольня Крупа. Дворец, 1820—1822 гг., А. Хаусманн
Богатые усадебные дома строились в окружении пейзажных парков. Они обычно имели симметричный план с залом в средней части, которому на фасаде отвечал портик (Гбеланы). Наиболее крупные усадебные дома имели два-три этажа и развитый портик, иногда поднятый на аркаду. Таков дом в усадьбе Брунсвиков Дольня Крупа (1820—1828, арх. А. И. Хаусманн). В небольших усадьбах дома напоминали крестьянские постройки (Вишний Кубин, 1803).
Со 2-й четверти XIX в. архитектура классицизма начинает скатываться к эклектике, о чем говорят фасады промышленных и транспортных сооружений, жилых домов и церквей того времени, в которых используются элементы Ренессанса и готики. Лишь в немногих зданиях формы классицизма продолжают сохранять свои простоту и строгость, как, например, в построенной в 1830 г. части усадебного дворца в Топольчанках с ее купольным залом, портиком и трехчастными окнами боковых ризалитов, в которой чувствуется торжественность редкого для Словакии «стиля ампир».
Но в целом архитектура Словакии, создавая новые типы зданий и новые конструкции (чугунный мост через р. Черный Грон близ г. Грон, 1815; подвесная железная крыша в Баньской Быстрице, 1826, инж. Ф. Шнирх) и пытаясь достичь новых высот художественной выразительности сочетанием архитектурных элементов различных стилей прошлого, вступила на путь эклектики.