Тласкала Церковь Санта-Мариа де Окотлан. Пуэбла Жилой дом «Каса де Альфеньике». Керетаро Дом Ривера. Сакатекас Собор. Оахака церкви Ла Соледад, Санто-Доминго - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Тласкала Церковь Санта-Мариа де Окотлан. Пуэбла Жилой дом «Каса де Альфеньике». Керетаро Дом Ривера. Сакатекас Собор. Оахака церкви Ла Соледад, Санто-Доминго

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Америка > Архитектура Латинской Америки XVI — начала XIX в. > Архитектура испанских колоний в Латинской Америке
    Небольшая церковь иезуитской коллегии Санта-Мариа де Окотлан в г. Тласкала (1745—1760) соединила в себе декоративную мощь двух основных архитектурных школ Новой Испании — Мехико и Пуэблы. Ее по праву можно считать самым значительным сооружением колониальной архитектуры континента и одним из самых изысканных и красочных в мировом зодчестве.
    Западный фасад храма (автор индеец Ф. Мигель) имеет вид белоснежной раковины — ниши, заполненной тончайшим узором эстипите с красивым окном звездчатой формы над проемом портала. Боковые части фасада совершенно гладкие. Они облицованы розовым кирпичом шестигранной формы. Их швы читаются очень ясно, и это создает впечатление легкой сетки, прозрачным узором покрывающей поверхность стен. Завершения башен тоже белого цвета, тоже покрыты сложным декором, как и центральная часть фасада.
Тласкала. Санта Мариа де Окотлан, 1745 - 1760 гг.
Тласкала. Церковь Санта-Мариа де Окотлан, 1745—1760 гг., Ф. Мигель
Пуэбла. Жилой дом «Каса де Альфеньике», 1760—1790 гг
Пуэбла. Жилой дом «Каса де Альфеньике», 1760—1790 гг., А. де Санта-Мариа Инчаурреги
    Особенностями жилых домов Пуэблы являются ленточные балконы, козырьки на плоских арках над балконами, галереи и крытые коридоры внутренних дворов, опирающиеся не на колонны, а на арки, поддерживаемые консолями.
    Необычность этих форм, обилие и прихотливость волнообразных линий в сочетании с многоцветностью настолько экзотичны, что, кажется, переносят нас в волшебный мир восточных сказок.
    Та же фантастичность и волшебное богатство форм, но в иной интерпретации присущи архитектурной школе Керетаро. Она славится великолепными ретабло и особенно арочными галереями во дворах жилых домов. Форма их арок (многолопастных, фестончатых и т.д.) — самое причудливое в своей изобретательности порождение фантазии зодчих мексиканского барокко. В этом отношении Керетаро не знает соперников ни в Мексике, ни в метрополии.
Керетаро. Дом Ривера, XVIII в.
Керетаро. Дом Ривера, XVIII в.
Сакатекас. Собор. Фасад, 1734—1752 гг.
Сакатекас. Собор. Фасад, 1734—1752 гг.
    Еще вариант необычайно пышного барокко был создан в Сакатекасе — крупнейшем городе серебряных рудников. В XVIII в. город переживает подъем. Строятся великолепные церкви и лучшая среди них — собор (1734—1752), продолжающий традиции церквей-крепостей XVI в. Своеобразие ему, как и всюду в Мексике, придает местный материал — плотный камень красноватого цвета и огромный портал — панно западного фасада.
    Вся его плоскость и детали — колонны, антаблемент, архивольты арок и обрамления окон — покрыты богатейшим скульптурным декором, расположенным симметрично и несколько статичным в своей тяжеловесности. Обилие индейских мотивов, сочность и грубоватость моделировки несвойственны остальным районам Мексики и напоминают Перу.
    Однако исходный принцип проектирования сохраняется, как сохраняются насыщенность и горделивость архитектурного образа, создаваемые крупномасштабностью, гигантскими размерами, насыщенностью декора, словом пристрастием ко всему чрезмерному, что характерно для барокко Новой Испании.
    Бесспорной индивидуальностью отличаются постройки Оахаки, расположенной близ Гватемалы — в районе высокой сейсмичности. Во избежание разрушений от бесчисленных землетрясений здесь строят особенно массивно. Башни церквей едва возвышаются над западным фасадом — и это очень отличает их от стройных башен Мехико и Пуэблы. Контрфорсы особенно могучи, и даже западный фасад укрепляется огромными башнеобразными контрфорсами.
    В церкви Ла Соледад (1682—1690) они включены в композицию портала, который трактован как огромная раскрывающаяся наружу ниша, украшенная четырьмя ярусами колонн. Архитектурный декор фасадов и интерьеров соответствует статичности композиции церкви. Колонна не только не дробится на отдельные элементы эстипите, но, напротив, пластика ее объема подчеркнута, как подчеркнута крупность и энергичность формы капителей и круглой скульптуры. Этот тип церкви и декора остается неизменным на протяжении всего XVIII в., как в любой другой местности, где неизменно на протяжении столетия варьируются полюбившиеся мотивы.
Оахака. 1 — церковь Ла Соледад, 1690 г
Оахака. 1 — церковь Ла Соледад, 1690 г
Оахака. 2 — церковь Санто-Доминго, интерьер, 1657 г
Оахака. 2 — церковь Санто-Доминго, интерьер, 1657 г
    Феодальная разобщенность обусловила и яркую индивидуальность архитектуры полуострова Юкатан. Его окраинное положение благоприятствовало более устойчивому, чем где бы то ни было, сохранению традиций монастырского строительства XVI в. Суровая простота и определенный провинциализм зодчества этой области представляет разительный контраст с роскошными храмами Мехико, Пуэблы, Сакатехаса, Оахаки. Здесь сохраняются все атрибуты крепостных сооружений — зубцы, внутренние ходы-галереи. Основной декоративной темой являются причудливые звойницы — фронтоны в форме вытянутой трехуступчатой плиты, прорезанной тремя ярусами арок звона.
    На рубеже XVIII—XIX вв. в Мексике начинают появляться сооружения, которые можно отнести к классицизму. Однако ни по размаху, ни по оригинальности, ни по цельности классицизм не может соперничать с великим стилем мексиканской архитектуры — барокко.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому