Париж. Заставы. Пантеон. Перестройка городов Лион, Тулон. Промышленные города - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Париж. Заставы. Пантеон. Перестройка городов Лион, Тулон. Промышленные города

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Франции > Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв. > Вторая половина XVIII в.
Напишем
    В 1784 г. было принято решение о перестройке таможенных застав. Их создание было поручено Леду.
    Клод Никола Леду (1756, Дорман на Марне,— 1806). Крупный архитектор-классик, основоположник романтического направления, теоретик и историк архитектуры. В Париже строил: ламбри для кафе Милитер (1762). Особняки: Д’Айви, Монморенси, Юзе, Гимар, Сен-Жермен. В Безансоне — театр; в Лювесьене — павильон Барри; в Версале — Малый Трианон, храм Любви; город Шо; парижские заставы.
Париж. Заставы, К.Н. Леду
Париж. Заставы, К.Н. Леду
1 — Дю-Трон (или Венсентская), 2-я половина XVIII в.;
    Строительство началось с 1784 г. Здания застав вместе со сплошной цепью вала, с широким бульваром по внутренней его стороне и по внешней должны были образовать единый таможенный пояс столицы. Леду создал 17 больших застав, 30 малых, кроме того, 33 контрольных поста, разбросанных по наружной линии города. Выйдя далеко за пределы узко утилитарной задачи постройки таможенного барьера, Леду задумал свои заставы как пропилеи Парижа.
    Большая часть застав была разрущена во время революции (как вещественное олицетворение ненавистного народу таможенного режима), но уже в 1793 г. было признано их архитектурное значение, и заставы были отнесены к неприкосновенным общественным памятникам. Четыре заставы существуют и поныне: почти неизмененная застава Дю-Трон (или Венсентская) на площади Наций, застава Д’Анфер, на пути в Орлеан маленькая ротонда в парке Монсо и наиболее значительная из них — застава Сен-Мартен или Де-Ля-Вийет. Представляет интерес застава Фонтенбло.
Париж. Заставы, К.Н. Леду
Париж. Заставы, К.Н. Леду
2 — Сен-Мартен или Ла-Вийет, 1789 г.;
    В 1756 г. Суффло построил собор аббатства Женевьевы, который стал в конце столетия местом захоронения великих людей страны — национальным Пантеоном. Пантеон Суффло окончательно определил вкусы эпохи. Это сооружение является наиболее совершенным и чистым выражением идей французского классицизма 2-й половины XVIII в.
    Крестовое основание, портик западной ветви креста, барабан с куполом — все три части четко и логично соподчинены друг другу. Шесть коринфских колонн портика являются слагаемыми того ритмического движения, которое создается кольцом из 18 свободно стоящих колонн барабана, несущего купол.
Париж. Заставы, К.Н. Леду
Париж. Заставы, К.Н. Леду
3 — Фонтенбло, 2-я половина XVIII в.
Париж. Пантеон (церковь Женевьевы), 1756—1789 гг. Ж.Ж. Суффло
Париж. Пантеон (церковь Женевьевы), 1756—1789 гг. Ж.Ж. Суффло. Общий вид и план
    В Пантеоне Суффло завершились двухсотлетние искания французских архитекторов классически четкого образца церковного здания. Система из трех объемов — нижнего основания, купола и портика, организующая облик сооружения, возникла в начале XVII в. в соборах Сорбонны и Валь-де-Грас. В барочных соборах Сорбонны и Валь-де-Грас соотношения между объемами лишены ясности. Они переплетены между собой, создавая сложные трепетные образы.
    В коллеже Четырех наций каждый объем получает большую самостоятельность: они расчленяются между собой — купол отделяется от нижнего основания с портиком. В ротонде Дома Инвалидов огромный купол царит над нижним основанием с двухэтажным портиком. Здесь объемы расчленены, но они не равнозначны, что придает этому сооружению классицизма XVII в. большую эмоциональность. В Пантеоне Суффло каждый объем получил полноценное развитие. В их сочетании и создается ясный и гармоничный образ здания эпохи классицизма XVIII в.
    Суффло Жан Жермен (1713—1780) — виднейший представитель и основоположник французского классицизма конца XVIII в. Учился в 1734—1737 гг. в Риме. Обмерял памятники Сицилии и Пестума. Практическую деятельность начал в Лионе, где вел работы по перепланировке города. Строил больницу, театр, много частных отелей. В Париже строил церковь св. Женевьевы (Пантеон) и частные отели.
    В развернувшемся градостроительстве Франции сильно сказывается пример Парижа и Версаля. В Руане и Нанте ликвидируют укрепления и на их месте, как в Париже, разбивают бульвары. В Бордо на месте древней крепости создается полукруглая, раскрытая к реке мемориальная площадь Людовика XVI с триумфальной колонной в центре. Площадь обрамляют фасады зданий в палладинском духе с аркадами в первом этаже.
    В городах Мец, Безансон, Монпелье, Бордо, Тур, Нант, Руан и др. идет перепланировка старых районов, строятся общественные здания — ратуши, театры, больницы, артиллерийские училища, гостиницы, биржи, прокуратуры; обновляется жилой фонд. Особенно сложной была перепланировка быстро растущего промышленного Лиона.
    Город, зажатый между реками Роной и Соной, с холмистым рельефом берега мог развиваться, только вытягиваясь вдоль берега Роны. Суффло много сделал по регулированию застройки старого города между Роной и Соной, а арх. Моран в 1771—1774 гг. осуществил регулярную планировку левого берега Роны. Этот план Лиона несомненно создался под влиянием Версальского парка (системы боскетов Ленотра), а также парижских площадей. Примеру Парижа следовал и Тулон, украсившийся променадами с четырьмя рядами деревьев.
    Особое место во французском градостроительстве конца XVIII в. занимает индустриальный город Шо (близ соляных копий под Безансоном), построенный Леду, а также оружейный и соляной города-заводы.
1 — Лион, план города после перестройки, 1771—1774 гг., Ж.Ж.Суффло и Моран; 2 — Тулон, променады, 1750 г., Моран, проект
1 — Лион, план города после перестройки, 1771—1774 гг., Ж.Ж.Суффло и Моран; 2 — Тулон, променады, 1750 г., Моран, проект
Промышленные города. 1 — Шо, 1773 г., Леду; 2 — оружейный завод, 2-я половина XVIII в., Леду
Промышленные города. 1 — Шо, 1773 г., Леду; 2 — оружейный завод, 2-я половина XVIII в., Леду
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому