Экономическое развитие Австрии в XVII—XVIII в. Культовое строительство. Зальцбург Собор. Вена Иезуитская церковь у Двора. Линц Интерьер Старого собора
Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Австрии, Чехии, Словакии и Венгрии > Архитектура Австрии XVII —первой половины XIX в.
XVII—XVIII века в Австрии являются временем победы над сословиями, а затем развития и укрепления абсолютной монархии, опиравшейся на католическую церковь. Экономически слабая буржуазия была устранена от участия в политической жизни страны. Двор, церковь и дворянство определяли лицо монументального строительства, господствующие художественные вкусы.
Архитектура становится ведущей отраслью художественного творчества, подчиняющей, впитывающей и живопись, и скульптуру. Как центр монархии особенно выдвигается Вена; сюда ко двору Габсбургов тянется дворянство, здесь возводятся здания, которым подражает вся империя. Ведущими типами монументальных сооружений становятся дворцы императора и придворных и католические монастыри, в изобилии строившиеся и перестраивавшиеся для поборников контрреформации — монашеских орденов с иезуитами во главе.
Несмотря на перерыв, вызванный опустошительной 30-летней войной (1618—1648), и постоянную угрозу турецкого завоевания в стране успешно развивается строительство. Период от начала до 90-х гг. XVII в. относится ко времени раннего барокко. Окружением монастырей и дворцов, в которых формы барокко наиболее определились, является рядовая жилая застройка.
Вплоть до конца XVII в. жилая застройка, следуя оставшейся неизменной средневековой схеме города, делится на дома, расположенные в пределах окруженного укреплениями города, и дома предместий. Дома в черте укреплений не меняют своей структуры; они повернуты к улице торцом и расположены на узких участках. Одно-двухэтажные дома предместий следуют типу крестьянского дома. Проникновение новых форм можно отметить к концу периода лишь в деталях (в частности, щипец на торце дома получает изогнутую форму).
Культовое строительство. Влияние барокко проникает в первую очередь в область культового строительства. Храм явился наиболее характерным типом монументального строительства раннего барокко. Архитектура этого периода направлялась итальянскими архитекторами, так как кадры местных архитекторов значительно поредели во время войны. Первым памятником нового направления является построенный в 1614—1628 гг. по проекту Сантино Соляри из Комо (1576—1646) собор в Зальцбурге — резиденции архиепископов, тесно связанных с римским папой.
Основанный на месте романской базилики, он стал центром комплекса возникших вокруг него четырех площадей, образованных за счет сноса средневековой застройки и кладбища, существовавшего при соборе. Архитектуре собора уже свойственны элементы, характерные для последующих культовых сооружений раннего барокко. Однако в начальной стадии периода местными мастерами возводились и сооружения, целиком следующие заветам предыдущего времени (францисканская церковь в Вене, 1603—1611).
Зальцбург. Собор, 1614—1628 гг., С.Соляри. План и фасад
Фасад собора в Зальцбурге — купольной двухбашенной базилики — четко расчленен по вертикали тремя ярусами пилястр, одновременно подчеркивающих границы отдельных частей здания. Построенные вслед за собором иезуитская церковь в Инсбруке (1627—1640), университетская иезуитская церковь в Вене (1627—1631), церковь доминиканцев в Вене (1631—1634), Шотландская церковь там же (1638—1641) имеют такую же плоскую декорацию, и в общих чертах их планы и фасады восходят к итальянским образцам, в частности (церковь доминиканцев) к прототипу многих католических храмов Европы — церкви Джезу в Риме.
Вена. Иезуитская церковь у Двора. Фасад, около 1662 г., К.А.Карлоне
К исходу раннего барокко плоскостные фасады храмов сменяются многоплановыми; их архитектурная декорировка становится более рельефной и насыщенной. Примером может служить иезуитская церковь у Двора в Вене, к романскому основному зданию которой Карло Антонио Карлоне пристроил (около 1662) барочный фасад. Церковь удачно скомпонована с примыкающими зданиями и является основным элементом ансамбля площади.
Внутреннее убранство раннебарочных церквей, особенно разработанное семьей зодчих Карлоне, изобилует пышной лепниной, которой обрамляются сравнительно небольшие фрески. Наивысшего расцвета этот вид декора достигает в 80—90-х годах XVII в. (интерьер Старого собора — бывшей церкви иезуитов в Линце, 1669—1678, кафедра — около 1680).
Линц. Интерьер Старого собора, бывш. церкви иезуитов, 1669—1678 гг., кафедра — около 1680 г.