Королевский дворец Сан Ильдефонсо, Мадрид. Аранхуэс Королевский дворец, капелла Сан Антонио - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Королевский дворец Сан Ильдефонсо, Мадрид. Аранхуэс Королевский дворец, капелла Сан Антонио

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Испании и Португалии > Архитектура Испании конца XVI — начала XIX в.
Напишем
     С начала XVIII в., после перехода королевского трона Испании к Бурбонам, пестрота и многообразие общей картины развития испанской архитектуры еще более увеличились. Филиппу V — внуку Людовика XIV и его первой жене Марии Луизе Савойской яркое своеобразие испанского барокко было глубоко чуждым. До смерти Марии Савойской (1714) при дворе были особенно сильными французские влияния. После женитьбы Филиппа V на Изабелле Фарнезе Пармской при дворе постепенно начинает развиваться тяга ко всему итальянскому.
    Первые годы царствования Бурбонов ознаменовались строительством ряда королевских резиденций. Начало этому было положено постройкой дворца Сан Ильдефонсо близ Сеговии (так называемая Ла Гранха), длившейся с 1719 по 1739 г. Основное ядро дворца с внутренним двором и церковью было построено Теодором Ардемансом. Парк, в планировке которого несомненно влияние Версаля, спроектирован Ренэ Карлье и осуществлен под руководством Э. Бутелу.
Сан Ильдефонсо. Королевский дворец (Ла Гранха), 1719—1739 гг.
Сан Ильдефонсо. Королевский дворец (Ла Гранха), 1719—1739 гг. Центральная часть — Т.Ардеманс, боковые крылья — А.Прокаччини и С.Субисати, центральная часть паркового фасада — Ф.Ювараи Сакетти, генплан парка — проект Р.Карлье (30-е годы XVIII в.). План дворца и парковый фасад
    Достройка дворца (его боковых крыльев) производилась учениками римского архитектора Карло Маратта — Андреа Прокаччини и Семпронио Субисати. Наиболее импозантный элемент композиции дворца Сан Ильдефонсо — центральная часть паркового фасада, осуществленная Сакетти по проекту выдающегося итальянского зодчего Филиппо Ювара (1685—1735). Сильная пластика колонн колоссального ордера центра, увенчанного мощным антаблементом, особенно ярко выделяется на фоне дробной и многомотивной архитектуры боковых крыльев.
    Самым крупным дворцовым строительством царствования Филиппа V был королевский дворец в Мадриде. В 1735 г. он поручил Филиппо Ювара спроектировать огромное сооружение, превышающее по размаху Версаль. В том же году Ювара умер, успев сделать лишь предварительные эскизы. Его преемником стал Саккети (ум. в 1766 г.). Финансовые трудности вынудили короля резко сократить размеры дворца.
    По плану 1736—1738 гг. все дворцовые помещения группируются вокруг единого замкнутого двора. Огромный, элементарно простой по очертаниям основного объема дворец с угловыми выступами и массивными стенами, стоящий на берегу р. Мансанарес, вызывает ассоциации с укрепленным замком. Присматриваясь к разработке фасадов, легко обнаружить влияние луврской композиции Бернини. Однако применение ордера и ажурных балюстрад лишь в малой степени смягчают суровую строгость дворца, так резко контрастирующего с общим характером испанской архитектуры того времени.
1. Мадрид. Королевский дворец, 1738—1764 гг. 2. Аранхуэс. Королевский дворец, 1727—1768 гг.
1. Мадрид. Королевский дворец, 1738—1764 гг., Дж.Саккетти (по проекту 1735 г. Ф.Ювара). План и главный фасад. 2. Аранхуэс. Королевский дворец, 1727—1768 гг., Т. Ардеманс, Л. Брашелье, Г.Веласкес и др. Генплан
Мадрид. Дворец, 1738—1764 гг. Дж. Саккетти
Мадрид. Дворец, 1738—1764 гг. Дж. Саккетти
    Столь же чужеродной кажется и разработка архитектурной композиции загородной королевской резиденции в Аранхуэсе (1727—1768). В строительстве нового дворца в Аранхуэсе, расположенного на месте старого дворцового здания, построенного во времена Филиппа II Хуаном Эррерой, был занят целый ряд мастеров — Теодоро Ардеманс, Леандро Брашелье, Этьен Маршан, Джиакомо Бонавиа, Гонсалес Веласкес и др. В планировке дворца нетрудно заметить двойственность композиции.
    Главная ось, подчеркнутая курдонером и трехлучием парка, идет с запада на восток. Однако в силу ориентации на наиболее живописную часть местности — излучину реки — доминирующее значение приобрел северный фасад. Сюда был перенесен и главный вход. Курдонер превратился в место стоянки экипажей. Дробная и сухая разработка фасадов Аранхуэса томительно однообразна. Контраст с темпераментным и ярким испанским барокко, процветавшим вдали от королевского дворца, явно не в пользу новой придворной архитектуры.
    Единственным интересным элементом дворцового комплекса зданий Аранхуэса является капелла Сан Антонио, построенная по проекту Джиакомо Бонавиа (ум. в 1759 г.), созданному им в 1748 г., но осуществленному лишь в 1767—1768 г. Центрическая часть служит церковью для мирян, задняя прямоугольная пристройка — для клира. Галерея над боковыми алтарями предназначена для придворной знати.
    В очертаниях плана капеллы строгая геометричность основных объемов смягчается введением плавных кривых линий и овальных форм. Объемная композиция этого здания очень выразительна. Горизонтальный ритм примыкающих к храму низких открытых аркад замыкается в центре высокими арками капеллы. Ряд вертикальных уступов завершен стройной башенкой.
    Сложность объемного построения сочетается здесь с большой сдержанностью декоративной разработки. Характерная особенность испанского барокко — простота общей объемной композиции и очень насыщенная декоративная разработка ее отдельных элементов — здесь уступает место полярно противоположному приему, скорее свойственному барокко Италии.
Аранхуэс. Дворец, капелла Сан Антонио, 1767—1768 гг
Аранхуэс. Дворец, капелла Сан Антонио, 1767—1768 гг., по проекту Дж.Бонавиа (проект 1748 г.). Разрез
Аранхуэс. Дворец, капелла Сан Антонио, 1767—1768 гг
Аранхуэс. Дворец, капелла Сан Антонио, 1767—1768 гг., по проекту Дж.Бонавиа (проект 1748 г.). План, фасад
    Цикл королевских дворцовых сооружений закончился строительством в 1752 г. дворца для овдовевшей Изабеллы Фарнезе в Рио-Фрио близ Ла Гранхи. Это здание по характеру своему напоминает королевский дворец в Мадриде и не внесло в испанскую архитектуру ничего нового.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому