Церкви Трнава, Яссов. Деревянные церкви Гронсек, Бодружал. Дворцы Бернолаково, Братислава Балласа - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Церкви Трнава, Яссов. Деревянные церкви Гронсек, Бодружал. Дворцы Бернолаково, Братислава Балласа

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Австрии, Чехии, Словакии и Венгрии > Архитектура Словакии XVII—начала XIX в.
Напишем
    В XVII в. Словакия составляла часть владений Венгрии и вместе с нею в 1688 г. вошла в состав империи Габсбургов. Войны с турками, происходившие в непосредственной близости от Словакии, расстроили хозяйство страны (кроме горной промышленности). Желание местного (в основном венгерского) дворянства и горожан сохранить свои привилегии в противовес усилению власти Габсбургов было причиной сохранения в течение длительного времени господствовавшего здесь протестантства и связанных с ним архитектурных форм Ренессанса, сосуществовавших, однако, со 2-й четверти XVII в. с элементами барокко.
    Города этого времени сохраняли свою планировочную схему предшествовавшего периода; лишь их укрепления подвергались перестройке в связи с угрозой турецких нападений, заставлявшей строить и новые города-крепости. В это время была построена квадратная крепость в Рабле, а после 1665 г. на основе опыта строительства крепости Новые Замки была построена новая крепость в Комарне и перестроены крепости в Кошице, Тренчине и др. В 1635—1646 гг. была перестроена крепость в Братиславе, где появились четыре угловые башни.
    Впервые черты барокко в архитектуре Словакии появились в церквах, а именно в иезуитских церквах в Братиславе — тогдашней столице Венгрии и Трнаве — резиденции церковной власти. Иезуитская церковь в Трнаве (1629—1637) была построена по образцу римской Иль Джезу однонефной с боковыми капеллами и входила в состав университета (1635). В Братиславе были построены иезуитский коллегиум (1629—1635) и женский монастырь-семинария (1637—1640).
Трнава. Бывшая Университетская церковь, 1629—1637 гг
Трнава. Бывшая Университетская церковь, 1629—1637 гг., Пьетро Спаццо
    Ряд церквей и семинарий при некоторых из них был построен иезуитами и другими монашескими орденами в других городах (Новые Замки, 1631; Тренчин, 1653—1657; Кошице, 1671—1681 и др.). Все эти здания были довольно простыми со слабо выраженным членением фасадов и лишь в интерьерах декоративные тенденции барокко более заметны. Но в прямоугольных и крестообразных планах протестантских церквей того времени (Братислава, 1636—1638) еще сохраняются формы Ренессанса.
    Широкое распространение получает барокко в словацкой архитектуре в 1-й половине XVIII в., когда после побед над турками и подавления сопротивления венгерского дворянства Габсбургам удалось усилить свою власть в Венгрии (включая и Словакию). В это время строились церкви, монастыри, дворцы, часовни и «кальварии», подвергались переделке старые церкви, к крепостям пристраивались новые башни в формах барокко (Братислава, Баньска Штявница).
    Внешнее и внутреннее убранство церквей стало богаче: Троицкая церковь в Братиславе (1717—1725) имеет вогнутый фасад и иллюзорную перспективную живопись потолка над алтарем (1739—1742, художник А. Бибиена-Галли). Сложные кривые образует в плане фасад церкви св. Елизаветы в Братиславе (1739—1742, арх. Ф.А. Пильграм).
    Более просты церкви семинарий в Прешове (1709), Кошице (1728), Баньской Штявнице (1746) и др. Наиболее значительной постройкой времени расцвета барокко в Словакии является комплекс премонстратского монастыря в Яссове (1765—1766, арх. Ф.А. Пильграм). Перестройка в формах барокко коснулась и готических церквей (Баньска Быстрица, Нитра). В некоторых случаях к ним пристраивались часовни. Наиболее интересная из них часовня Братиславского собора, вероятное произведение скульптора Рафаэля Доннера (1732).
Яссов. Премонстратский монастырь и церковь, 1765—1766 гг
Яссов. Премонстратский монастырь и церковь, 1765—1766 гг., Ф. Пильграм. Общий вид и план
Бодружал. Деревянная православная церковь, 1658 г.
Бодружал. Деревянная православная церковь, 1658 г.
Гронсек. Деревянная артикулярная церковь, 1725—1726 гг.
Гронсек. Деревянная артикулярная церковь, 1725—1726 гг.
    Деревянные сельские церкви и колокольни этого времени продолжали сохранять связь с эпохой Ренессанса. Протестантские деревянные церкви имели в плане форму равноконечного креста, покрывались деревянным куполом и в соответствии с Шопронским соглашением 1681 г. строились без башен (Палудза, 1674; Гронсек, 1725—1726). Православные деревянные церкви украинских сел Восточной Словакии (Русский Поток, 1600; Водружал, 1658; Ладомирова, 1742 и др.), одно- и трехбашенные, тесно связанные с окружающей природой, близки к архитектуре Украины.
Бернолаково. Замок, главный зал, 1713—1722; боковые крылья, 1753—1758 гг
Бернолаково. Замок, главный зал, 1713—1722; боковые крылья, 1753—1758 гг., Я. Фелльнер
    Замки и дворцы XVIII в. были проще, чем современные им церкви, и имели, обычно, симметричный план с большим залом в центре композиции и открытым парадным двором спереди (Бернолаково, 1713—1722, с боковыми крыльями, 1753—1758, арх. Я. Фелльнер; Велки Биел, 1725 и др.).
    Ряд дворянских дворцов в формах барокко был построен в Братиславе (дворцы Эстерхази, 1743; Балласа, 1754—1765 и др.), а также в Трнаве, Кошице и Прешове. В середине XVIII в. богатейшая орнаментика рококо украсила православную церковь в Прешове (1753—1754, арх. Г. Урленшпахер), церкви в Маркушовце (1770—1776) и Гронсеке (1775), а также братиславские дворцы Балласа (1754—1765), Аппони (1761—1762), Грасалковичей (1760—1765) и интерьеры загородного архиепископского дворца (1761—1765), своим внешним видом уже приближающиеся к классицизму.
    В народной архитектуре Словакии барокко не нашло сколько-нибудь заметных откликов.
Братислава. Дворец Балласа, 1754—1765 гг.
Братислава. Дворец Балласа, 1754—1765 гг.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому