Уолбрук Церковь св. Стивена. Лондон Сент-Мэри-ле-Боу, Сент-Брайд, Сент-Мартин-ин-Филдс, Сент-Мэри-ле-Стрэнд, Сент-Панкрас-Черч. Бирмингам Собор Сент-Филипс - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Уолбрук Церковь св. Стивена. Лондон Сент-Мэри-ле-Боу, Сент-Брайд, Сент-Мартин-ин-Филдс, Сент-Мэри-ле-Стрэнд, Сент-Панкрас-Черч. Бирмингам Собор Сент-Филипс

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Англии XVII — начала XIX в.
Напишем
    Акт 1670 г. о постройке взамен разрушенных пожаром 51 церкви в Лондоне предоставил Рену, тогда Главному инспектору работ, возможность широко проявить свою творческую фантазию и одновременно провести необходимые для строительства собора эксперименты. Построенные по акту церкви не похожи одна на другую и уже в силу этого представляют известный интерес.
    Планы их приспосабливались к условиям конкретного места, как правило, очень стесненного. Большей частью это квадрат с четырьмя столбами внутри (Сент-Мэри-ле-Боу и др.). В других случаях превалировал упрощенный базиликальный план (Сент-Лоуренс-Джюри). Но есть и такие, где основанием купола служит идущая по кругу колоннада (Сен-Стивен-Уолбрук и др.).
Церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672—1687 гг
Церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672—1687 гг. План
Лондон. 1 — собор св. Павла, 1675—1709 гг.; 2 — Церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672—1687 гг
Лондон. 1 — собор св. Павла, 1675—1709 гг.; 2 — Церковь св. Стивена, Уолбрук, 1672—1687 гг. (обе постройки К. Рена), интерьер
    Внешний облик этих церквей, как правило, очень скромный, оживлялся вертикалью колокольни, примыкавшей к основному зданию. Решение подобной композиции в классических формах представляло необычную и довольно трудную задачу, с которой Рен в большинстве случаев справился очень удачно. Колокольня церкви Сент-Мэри-ле-Боу в Чипсайде (1670—1677) явилась, вероятно, лучшим из его решений. Она вызвала всеобщее восхищение и множество подражаний как в то время, так и в последующее.
Лондон. 1 — Сент-Мэри-ле-Боу, 1670—1677 гг; 2 — церковь Сент-Брайд, колокольня, 1670—1684 гг., 1703г; 3 — Сент-Мартин-ин-Филдс, 1721—1726 гг.
Лондон. 1 — Сент-Мэри-ле-Боу, 1670—1677 гг., К. Рен; 2 — церковь Сент-Брайд, колокольня, 1670—1684 гг., 1703г., К. Рен; 3 — Сент-Мартин-ин-Филдс, 1721—1726 гг., Д. Гиббс, общий вид и план
    Колокольня Сент-Брайд на Флит-Стрит (1670—1684, 1702) с ее пятью ярусами восьмериков, со шпилем над квадратным классическим павильоном, с сегментовидными фронтонами, поставленными на высокую призму, тоже широко известна. Некоторые из этих завершений (церковь Сент-Видэст на Фостер-Лэйн, 1697) имеют уже отчетливо выраженную барочную трактовку.
    Культовое строительство Англии рассматриваемого периода, если не говорить о соборе св. Павла, не дало значительных решений и бесспорно менее интересно, чем строительство общественных зданий и жилищное строительство того периода.
    Хоуксмор, который помогал Рену в строительстве церквей по акту королевы Анны, в дальнейшем построил ряд интересных церковных зданий, в большинстве используя базиликальный план (Крайст-Черч на Спайтлфилдс, 1723—1729 и др.), а во внешних формах, нередко перекликавшихся даже со средневековьем (шпиль той же церкви и др.).
    В некоторых из своих церквей Хоуксмор стремился продолжить поиски классического решения вертикальной композиции, например в церкви Сент-Джордж в Блумсбери (1720—1730), но чаще давал откровенно барочные решения (Сент-Мэри-Вулнотс, 1716—1727; Сент-Энн, Лаймхауз, 1712—1724 и др.).
    Откровенно барочная архитектура культовых зданий характеризует творчество архитектора Томаса Арчера (1668—1743). Таковы его Сент-Филипс (теперь собор) в Бирмингаме (1709—1715), Сент-Пауль в Депторде (1712—1730) и др.
Бирмингам. Собор Сент-Филипс, 1709—1715 гг., Т. Арчер
Бирмингам. Собор Сент-Филипс, 1709—1715 гг., Т. Арчер
    Выдающуюся и совершенную как по замыслу, так и по прорисовке и выполнению деталей церковь Сент-Мэри-ле-Стрэнд (1714—1717), построил один из самых талантливых английских архитекторов XVIII в., прошедший итальянскую школу в Риме во время своего пребывания в Италии,— Джеймс Гиббс.
    В этой церкви нельзя признать удачной лишь колокольню. Следующая его церковь, также весьма интересная, но несколько сухо решенная, — Сент-Мартин-ин-Филдс (1721 —1726) — вполне отвечает особенностям английской архитектуры рассматриваемого периода.
Лондон. Сент-Мэри-ле-Стрэнд, 1714—1717 гг., Д. Гиббс
Лондон. Сент-Мэри-ле-Стрэнд, 1714—1717 гг., Д. Гиббс
    Наряду с церквами, архитектура которых создавалась на основе классического наследия, строились и церкви, в которых видно использование готических форм и деталей, особенно в последний период развития романтических тенденций в архитектуре. Такова, например, известная церковь архитектора Джона Пинча — Сент-Мэрис-Батуик в Бате (1814).
    Вторая стадия неоклассицизма породила такие изящные и хрупкие композиции, как Сент-Панкрас-Черч в Лондоне (1818—1822, арх. Инвуд), в котором сделана попытка дать устремленную вверх композицию на основе использования наследия античной Греции. На этом в эпоху классицизма поиски решений вертикальных композиций закончились. Новое слово в решении этой задачи могла сказать только современная нам архитектура.
Лондон Сент-Панкрас-Черч, 1818—1822 гг., Инвуд
Лондон Сент-Панкрас-Черч, 1818—1822 гг., Инвуд
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому