Дворцы Нимфенбург, Людвигсбург, Вюрцбург, Брухзаль - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Дворцы Нимфенбург, Людвигсбург, Вюрцбург, Брухзаль

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Германии и Швейцарии > Архитектура Германии второй половины XVII — первой половины XIX в.
Напишем
    Дворец Шлейсхейм по первоначальному замыслу (1701, Энрико Цукалли) предполагался в виде большого четырехстороннего «кор дё ложи» с внутренним двором и симметричными пристройками к главному зданию. Позднее (1718), при завершении стройки Йозефом Эффнером (ум. в 1745), идея замкнутого квадрата, уже устаревшая к этому времени, была отброшена, и дворец был разработан Эффнером как подчеркнуто фронтальная, развитая вширь композиция.
Нимфенбург (близ Мюнхена). Дворец
Нимфенбург (близ Мюнхена). Дворец начат в 1663 г., окончен в 1-й половине XVIII в., А. Барелли, Дж. А. Вискарли, И. Эффнер, Ф. Кювилье. Панорама дворца с парком (гравюра начала XVIII в.) и большой канал парка
Нимфенбург. Дворец со стороны подъезда (в настоящее время)
Нимфенбург. Дворец со стороны подъезда (в настоящее время)
    Иным путем формировался дворцовый комплекс Нимфенбурга. Первоначальным ядром дворца послужил небольшой изолированно стоявший компактный загородный «палаццо» (2-я половина XVII в., Агостино Барелли). К этому зданию в 1702—1704 гг. были пристроены боковые флигели (Джованни Антонио Вискарди). В дальнейшем (после 1714) Эффнер развил намеченный прием ступенчатого выдвижения флангов вперед (а ля Версаль) новыми пристройками, доведя общую протяженность по фронту дворца до 600 м.
    Также в разное время формировалась сложная дворцовая группа Людвигсбурга (1704—1720, Иоганн Фридрих Нетте и Д. Фризони) с широким фронтальным раскрытием корпуса, обращенного к парку (по времени постройки — самого позднего). Близ Людвигсбурга интересен маленький парковый дворец — вилла Фаворите (1718, Д. Фризони). Черты зрелого типа немецких барочных дворцов периода расцвета дают возникшие в 20-егоды XVIII столетия три крупные резиденции: дворцы Вюрцбурга, Брухзаля и Мангейма.
Вюрцбург. Дворец, 1722—1744 гг
Вюрцбург. Дворец, 1722—1744 гг., И.Б. Нейманн. Гравюра XVIII в.
Людвигсбург. Город и дворец, 1704—1720 гг., И.Ф. Нетте, Д.А. Фризони
Людвигсбург. Город и дворец, 1704—1720 гг., И.Ф. Нетте, Д.А. Фризони
1 — план Людвигсбурга с первоначальной застройкой; 2 — план дворца; 3 — Галерея Предков во дворце
    Дворец князя-епископа в Вюрцбурге (1722—1744, И.Б. Нейманн) создавался при сильном воздействии перекрестных влияний: крупнейшего венского «мэтра» Гильдебрандта и французских зодчих, конкурентов самого Нейманна в этом проекте — Р. де Котта и Ж. де Боффрана, консультациями которых пользовался немецкий мастер в Париже. Дворец представляет собой огромный, развитый в ширину в целом симметричный П-образный блок (167x92 м) с обширными внутренними дворами и парадным подъездным двором (эренхоф).
    Внутри дворец поражает грандиозностью пространства, размахом и великолепием отделки, но особо знамениты его главная лестница и большой купольный зал (Кайзерзаль) с фресками Тьеполо. Этот зал — шедевр декоративного искусства барокко. Сфера купола как бы разверзается на глазах у зрителей, раскрываясь в виде монументальной драпировки и увлекая взоры в иллюзорные пространства росписей. Фрески и отделка зала (стук — Джузеппе Антонио Босси) выполнены в 1749—1753 гг.
Вюрцбург. Дворец, И.Б. Нейманн
Вюрцбург. Дворец, И.Б. Нейманн
1 — план дворца; 2— лестничный зал, фрески — Дж.Б. Тьеполо, 1752—1753 гг., стук — Л. Босси, 1765—1766 гг.; 3— Кайзерзаль, фрески Дж.Б. Тьеполо, 1749—1753 гг.;
Вюрцбург. Дворец, И.Б. Нейманн
Вюрцбург. Дворец, И.Б. Нейманн. 4 — дворцовая капелла
    Совершенно иной характер носит одновременно строившийся дворец в Брухзале (общий комплекс, 1720—1726, Максимилиан фон Вельш. Вместо собранной воедино каменной громады Вюрцбурга как типично городской резиденции, во дворце Брухзаля (резиденция епископа Шпейерского), планировочно «привязанного» к маленькому городку в обстановке почти сельской местности, преобладали черты крупного загородного дворца-виллы. Подъезд ко дворцу вел через парадный двор (эренхоф), которому предшествовала подъездная площадь, образованная служебными павильонами. Со стороны парка общим фасадом центра и крыльев дворца создавалась как бы эспланада, раскрытая к просторам парка. Замечательной была лестница дворца (И.Б. Нейманн).
Брухзаль. Дворец, дворцовая лестница, 1729—1732 гг., И.Б. Нейманн
Брухзаль. Дворец, дворцовая лестница, 1729—1732 гг., И.Б. Нейманн
1 — план лестницы: а — 1-й этаж, б — 2-й этаж; 2 — лестничный марш;
Брухзаль. Дворец, дворцовая лестница, 1729—1732 гг., И.Б. Нейманн
Брухзаль. Дворец, дворцовая лестница, 1729—1732 гг., И.Б. Нейманн.
3 — ансамбль парадного двора; 4 — площадка лестничного зала, стук, 1752 г., И.М. Фейхтмайр; 5 — план центрального корпуса дворца
    Дворец князя в Мангейме (1720—1729, достройки — 1749—1760, архитекторы — французы Жан Клеман де Фруамон, Гийом д’Обера и др.) по планировочной схеме и общим массам идентичен вюрцбургскому и даже среди немецких дворцов выделяется своими колоссальными размерами.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому