Городские общественные постройки. Париж, Военная школа. Ренн, Ратуша. Культовые сооружения. Нисс, церковь Мизерикорд; Париж, церковь Сен-Сюльпис; Нанси, церковь; Департамент Сена, монастырь Сен-Дени - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Городские общественные постройки. Париж, Военная школа. Ренн, Ратуша. Культовые сооружения. Нисс, церковь Мизерикорд; Париж, церковь Сен-Сюльпис; Нанси, церковь; Департамент Сена, монастырь Сен-Дени

Западная Европа и Латинская Америка XVII-первая половина XIX вв. > Западная Европа XVII-первая половина XIX вв. > Архитектура Франции > Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв. > Первая половина XVIII в.
    Городские общественные постройки. Большое градостроительное значение получило здание Военной школы в Париже арх. Габриэля (1750—1771), возведенное рядом с Домом Инвалидов и положившее начало будущей площади Марсова поля. В этом комфортабельном сооружении, рассчитанном на 500 человек, предусматривалось индивидуальное жилье для педагогов и слушателей, были сделаны сантехнические устройства.
    Фасад, выходящий на Марсово поле, изыскан по пропорциям, прост и ясен в композиции. В центре фасада — портик коринфского ордера с фронтоном, несущим скульптуру. Над ним — четырехреберный высокий купол, напоминающий луврский павильон Часов. Большой художественный интерес представляют и интерьеры Военной школы. Это здание — лучшее произведение Габриэля.
Париж. Военная школа, 1750-1771 гг., Ж.А.Габриэль. Общий вид, фасад
Париж. Военная школа, 1750-1771 гг., Ж.А.Габриэль. Общий вид, фасад
    В общем процессе интенсивной перепланировки городов и с ростом удельного веса общественных зданий, ратуши получают центральное место в городе. Ратуши в Бове, Руане, Кретоне, Нанте, Эр-сюр-ля-Лиз, в Ренне,Тулузе, Нанси, как правило, вытянутые по фронту здания, с ордерным делением на цокольный, парадный и аттиковый этажи, великолепно скомпонованные и величественные, без излишнего декора.
Ренн. Ратуша, 1744 г., Ж.Б.Лемуан и Ж.Габриэль V
Ренн. Ратуша, 1744 г., Ж.Б.Лемуан и Ж.Габриэль V
    Если в ратушах к середине XVIII в. уже определились новые формы зданий этого типа, то тип театра в этот период только начинает формироваться. Строительство театров в этот период находится под влиянием Италии, откуда в 1756 г. арх. Шимон по заданию короля привез планы различных зрительных залов. После пожара оперного театра в Пале-Рояль в 1763 г. Суффло и Габриэлю было поручено приспособить под зрительный зал машинное отделение театра Тюильри.
    В 1753—1770 гг. Габриэль строит театр в Версале. Почти одновременно возводятся театры в Меце и Монпелье. Вольтер и Руссо отмечают, однако, что театры и театральные представления стоят в этот период еще на очень низком уровне, не говоря уже о том, что в основном они служат знати и мало доступны для народа.
    В этот период в городах Франции строится много больниц и других лечебных учреждений, которые шли по пути дальнейшего усовершенствования уже отмеченных весьма крупных в функциональном и художественном плане достижений XVII в. Больницы Сен-Жак в Безансоне и отель Диё в Массоне следуют в своей планировке образцу парижской больницы Сальпетриер.
    Хирургические амфитеатры Сен-Ком в Монпелье и Париже на улице Бушри имеют форму ротонды. В больнице в Карпантра изысканный двухэтажный фасад с портиком в центре, завершенный балюстрадой с вазами, закрывает собой больничные корпуса, расположенные во дворе. Для юга Франции характерны больницы, подобные Дому Инвалидов с церковью в центре и лестницами в угловых корпусах.
    В начале и середине XVIII в. строятся казармы, коммерческие и торговые учреждения, хранилища для зерна, монетные дворы и др.
    Культовые сооружения. Между 1700 и 1760 гг. строится особенно много церквей, соборов и монастырей, здания которых мало чем отличаются от светских построек. Декоративные формы светской, дворцовой архитектуры характерны и для церковных интерьеров. В церкви Версаля (1699—1710) живопись сводов и стен уже потеряла былую сдержанность и уподобилась дворцовым росписям. Отделка интерьера церкви получает рокайльные формы, которые, однако, не выходят на фасад (церковь Мейсонье в формах рококо не получила одобрения и не была построена).
Париж. 1 — отель Годьон, 1719—1729 гг., Ж. М. Оппенор, план; 2 — неосуществленный проект церкви Сен-Сюльпис, 1720 г., Ж.О. Мейсонье
Париж. 1 — отель Годьон, 1719—1729 гг., Ж. М. Оппенор, план; 2 — неосуществленный проект церкви Сен-Сюльпис, 1720 г., Ж.О. Мейсонье
    В культовом зодчестве этих лет преобладают два типа церквей: центрические, как Ворай-сюр-Лоньон, Оратуар в Авиньоне, Мизерикорд в Ниссе и трехнефные с трансцептом, как Сен-Сюльпис, Мадлен в Безансоне, собор в Нанси и др. В облике этих церквей превалируют черты классицизма: пилястры заменены свободно стоящими колоннами, однако барочные мотивы еще не полностью ушли из церковной архитектуры.
    В церквах типа Иль Джезу башни, иногда заменяют волюты и формируют новый строй фасада церкви. Таковы Сен-Луи в Версале, Сен-Морис в Безансоне, Сен-Жак в Люневиле, в которой башни приобрели затейливую барочную форму. Не случайно первую премию на конкурсе 1731 г. на восстановление сгоревшей церкви Сен-Сюльпис получил арх. Сервандони за проект церкви с двумя башнями в фасаде и двухъярусным портиком. Появляются церкви с одной башней на западном фасаде, как церковь в Нанси (арх. Эре де Корни).
1 — Нисс, церковь Мизерикорд, 1-я половина XVIII в., план; 2 — Париж, церковь Сен-Сюльпис (конкурсный проект), 1728г., Сервандони, план; 3 — Нанси, церковь, 1 -я половина XVIII в., Эре де Корни
1 — Нисс, церковь Мизерикорд, 1-я половина XVIII в., план; 2 — Париж, церковь Сен-Сюльпис (конкурсный проект), 1728г., Сервандони, план; 3 — Нанси, церковь, 1 -я половина XVIII в., Эре де Корни
Департамент Сена, монастырь Сен-Дени, Р. де Котт, 1732 г.
Департамент Сена, монастырь Сен-Дени, Р. де Котт, 1732 г.
    Процесс обмирщения коснулся и монастырей, в которых стремятся к большему комфорту и парадности помещений, куда проникают и рокайльные мотивы декора. Самые крупные из них — монастыри Сен-Дени (арх. Р. де Котт, 1732) и Сен-Сир, учрежденный Людовиком XIV и мадам Монтенон для благородных девиц.
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому